Император Японии ( яп. 天皇,てんのう, «Небесный хозяин») — монарх Японии, а также его титул и составляющая посмертного имени. Происходит от правителей государства Ямато 4 — 7 века.
Институт Императора и содержание его полномочий менялись в зависимости от эпохи. В новейшее время, согласно действующей Конституции, Император — это символ японского государства и единства японской нации. Он считается номинальным главой государства, правящий ею, но не управляет. Император Японии, правящий от 7 января 1989 года, — Его величество Акихито.
Титулы
Японское иероглифическое сочетание тэнно — «Небесный хозяин» — обычно переводится как «Император». Оно попало в Японию из Китая. Древние японцы произносили это сообщение как Сумера микото, субераги или субероги — «Правящий хозяин» и обозначали им собственного монарха. В древнем Китае оно звучало Тяньхуан и указывало на даосское божество Тяньхуан, олицетворение Полярной звезды, хозяина Неба и одного из троицы владык вселенной. Термин «Небесный хозяин» был религиозным, поэтому в истории Китая ни один правитель, за исключением императора Гаоцзуна из династии Тан, не использовал это сообщение в качестве титула.
По сообщению «Анналов Японии» титул тэнно отношении японского монарха впервые использовал принц-регент Сетоку. 608 года он направил китайской стороне государственной грамоту, в который называл китайского правителя «Хозяином и владыкой Запада», а японского — «Небесным хозяином Востока». Вероятно, принятие правителями древнего японского государства Ямато нового титула тэнно должно подчеркнуть их божественное происхождение и сакральную природу их власти. Они укрепляли свой статус Всеяпонского первосвященника, который путем совершения ритуалов и проведения праздников сливался с божеством и управлял страной от его имени. Именно такое понимание этого титула отразилось в его старояпонском названии Сумера микото, где Сумера означало "управлять, править», а микото обозначало «хозяина» и «божество» одновременно.
Основным титулом японских монархов был тэнно, однако существовало много других синонимических титулов и обращений, обозначавшие их личность. В частности, с середины 7 века, для подчеркивания сочетание божественного и человеческого природы правителя, его называли арахито-гами — «богочеловек» или акицу-Миками — «воплощенное божество». Древний титул хи-но-мико — «сын Солнца» использовался для подчеркивания происхождении рода монарха от синтоисткой богини солнца Аматэрасу.
История
В 6 — 7 веках монархи страны Ямато, носившие титул окими, подчинили своей власти ряд региональных правителей Кими и Ваке и создали централизованное государство — Японию. В 8 веке, основываясь на китайском опыте государственного строительства, они разработали государственную правовую базу и принять новый титул тэнно — «Император». Легитимность правления этих монархов основывалась на божественном авторитете. Японские Императоры были первосвященниками религии синто и во время ежегодного праздника сбора урожая ниинамесай проходили обряд слияния с синтоистскими божествами. Этот праздник наряду с торжеством престолонаследия дайдзосай было самым большим праздником древнего Императорского двора.
В 8 — 9 веках, в период расцвета древней японской государства, Императоры были полновластными суверенами страны и имели монополию осуществлять главные государственные ритуалы. Их господство было обосновано легендами и мифами, благоустроенными в «Записях о делах древности» ( 708 ) и «Анналах Японии» ( 720 ). Религиозный авторитет Императоров был усилен новыми зарубежными учениями: буддизмом, даосизмом, конфуцианством и китайскими оккультными практиками. Члены Императорского рода активно принимали буддизм, а государственные ритуалы позаимствовали форму даосских церемоний. Символами власти Императоров были три Божественные сокровища — зеркало, меч и магатама. Они передавались из поколения в поколение во время обряда престолонаследия. Резиденция Императоров находилась в городе Киото, выполнявшее роль столицы страны.
С 10 века Императоры стали постепенно терять высшую власть в Японии. Вместо них управления Императорским правительством взяли на себя их регенты и советники из аристократического рода Фудзивара, а с конца 11 века — отставные Императоры, родители или деды правящих монархов.
Средневековье
В конце 12 века, с образованием альтернативного самурайского правительства — сегуната в Камакура, политическое влияние Императоров и их двора обветшал. После поражения дворцовой аристократии в антисегунском восстании 1221 года японский монарх полностью превратился в номинального правителя. Несмотря на это Императоры оставались главными распорядителями государственных церемоний и ритуалов. Их двор содержался за счет продаж вельможным самураям почетных должностей в Императорском правительстве.
1333 года после падения сегуната Император Го-Дайго попытался восстановить древнюю государственную модель 8 — 9 века, проведя реставрацию Кэмму. Она закончилась социально-политическим кризисом и вызвала раскол японской Императорского дома на Южную и Северную династии. Единство дома была восстановлена 1392 году стараниями нового самурайского сегуната Муромати, однако Императоры были отстранены от управления страной. Из-за этого в течение 15 — 16 века их двор деградировал. Упадок был настолько большим, что самое главный Императорскый праздник сбора урожая не проводилась 220 лет, а церемония престолонаследия проходила без протокола. Кроме этого с 14 века на протяжении 315 лет не осуществлялся обряд назначения монархом наследника — Великого сына Императора. Все Императорские церемонии и ритуалы были возобновлены лишь в 18 веке, во времена господства сегуната Токугава.
Новое время
В конце 16 — 17 века Япония, переживавшей период самурайских междоусобиц, Япония была объединена полководцами Одой Нобунага, Тоетоми Хидэеси и Токугава Иэясу. Они выступали под флагами поддержки Императора и способствовали формальной реставрации этого древнего института. Такой же политики придерживался сегунат Токугава ( 1603 — 1867 ), который финансово помогал Императорскому дому и присоединился к восстановлению дворцовых обрядов. Сегунат ограничивал доступ японских монархов к управлению государственными делами. Фактически Императоры имели лишь право изменять и совершенствовать календарь, изменять девизы правления и оказывать самураям номинальные должности в Императорском правительстве.
Заигрывание сегуната с Императором, дало толчок рождению идеи «Уважаем Императора!» в среде японских интеллектуалов. Ее разрабатывали и популяризировали научные течения кокугаку и неоконфуцианцы. В 19 веке был создан прецедент для реставрации политического влияния Императора, когда сегунат обратился к нему разрешить подписание договора с иностранцами. Антисегунская оппозиция воспользовалась этим и в 1860-х годах создала альтернативный Императорское правительство в Киото. 1868 года состоялась реставрация Мэйдзи, в ходе которой был ликвидирован сегунат и восстановлено прямое Императорское правления. Резиденция и столица страны были перенесены из Киото в Токио. Как и в древние времена Император стал представлять высшую политическую и религиозную власть в стране. Его статус определяла Конституция Великой Японской империи и Закон о Императорский дом 1889 года.
Император провозглашался верховным правителем Японской империи, божественной и неприкосновенной личностью арахито-гами, главой государства, надзирателем за действиями всех органов власти и гарантом Конституции. Ему принадлежало право утверждать и провозглашать законы приняты Парламентом и объявлять его сбор и роспуск. Императорские рескрипты могли приобретать силу закона в обход парламента, если существовала угроза для государства или общественного порядка, а сам Император, который отвечал за выполнение законов, мог менять их по своему усмотрению для приумножения благосостояния граждан. Он определялся как глава исполнительной власти и главнокомандующий Вооруженных сил Японии, который имел право объявлять войну, заключать мирные и иные договоры. Императору также принадлежали права присвоения титулов и государственных наград, и право помилования преступников.
Одновременно с этим был создан новый государственный культ почитания предков Императорского рода и установлены новые государственные торжества: праздник основания Императорского титула, праздник основания государства, праздник импертатора Дзимму и другие. Синто была преобразована в государственную религию, первосвященником которой стал Император. Все синтоиские святилища страны были переподчинены Императорском святилищу Исэ, а их праздники реформированы в соответствии с содержанием праздников Императорского двора.
Новейшее время
1945 года, после поражения Японии во Второй мировой войне, государственное синто было упразднено, а через год Император провозгласил декларацию, в которой отказался от своего божественного статуса. Новая Конституция Японии 1947 года определяла его символом Японского государства и единства японской нации, но лишала права вмешиваться в государственное управление. Отныне Император мог выполнять лишь церемониальные функции и должен согласовывать свои действия с Кабинетом Министров Японии. В частности японский монарх утверждал Кабинет Министров назначал премьер-министра Японии по представлению Парламента и председателя Верховного Суда Японии по представлению Кабинета Министров, провозглашал поправки в Конституцию, законы, правительственные указы и договоры, созывал парламент и распускал Палату Представителей, а также провозглашал проведение всеобщих выборов депутатов Парламента. Так же под надзором Кабинета Министров он утверждал назначение и увольнение министров и государственных служащих, подтверждал ратификации и предоставлял амнистии, вручал государственные награды, принимал иностранных послов и проводил государственные церемонии. Праздники и торжества Императорского двора теряли государственно-публичный статус, превращаясь в частные. Император и его семья ограничивались в своих имущественных правах, и не могли принимать или дарить имущество без разрешения Парламента. Наряду с Конституцией был принят новый Закон о Императорский дом с 1947 года, который определял вопросы престолонаследия в Императорском доме. По этому закону Император исполнял свои обязанности пожизненно, а его преемник избирался из числа мужчин по мужской линии. На официальном уровне в Японии и за рубежом Император выступает как « глава государства », однако это звание не закреплено за ним законодательством.