Синто Гобусё — 神道五部書 — «Синтоистское пятикнижие».
Представляет собой канонические книги средневековой синтоистской школы Исэ синто (Ватараи синто), имевшей своим центром родовое святилище императорского рода Исэ (Исэ дзингу). В колофонах ранних рукописей «Синто Гобусё» указывается, что составляющие «Пятикнижие» части были записаны еще до того, как была построена столица Нара (710 г.). Однако на самом деле текст «Синто Гобусё» сформировался только в XIII—XIV вв. В состав «Синто Гобусё» входят следующие памятники:
- «Аматэра симасу Исэ нисё котай дзингу готиндза сидайки» (сокращенно «Готиндза сидайки». повествует о первоначалах культа Аматэрасу и о правилах исполнения ритуалов в святилище Исэ)
- «Исэ нисё котай дзингу готиндза дэнки» (сокр. «Готиндза дэнки», рассказывает о происхождении двух основных святилищ Исэ — «внутреннего» и «внешнего»);
- «Тоеукэ котай дзингу готиндза хонки» («Готиндза хонки», излагает историю «внешнего святилища» в Исэ, определяет взаимоотношения между «внешним» и «внутренним» святилищами);
- «Дзо Исэ нисё дайдзингу хоки хонки» («Хокихонки», в этом тексте повествуется об истории строительства «внутреннего» и «внешнего» святилищ храмового комплекса Исэ);
- «Яматохимэ-но микото сэйки» (одна из главных доминант текста — обоснование обычая, согласно которому в святилище Исэ направляется жрица (сайгу), принадлежащая к императорскому дому).
Хотя в теоретических построениях и языке описания «Синто Гобусё» отчетливо видно влияние буддизма и китайской натурфилософской школы, общая направленность «Синто Гобусё» — доказательство самостоятельности синто, его независимости от буддизма и от континентальной традиции вообще. Сомнения в подлинности «Синто Гобусё» начинают высказываться еще в XVII—XVIII вв. (см.. напр.. «Гобусё сэцубэн»). Тем не менее, памятник широко использовался приверженцами различных школ японского нативизма и национализма.