Копье — один из древнейших видов оружия на Земле.
Его истоки восходят к тому времени, когда палеолитический человек привязал к длинной прочной палке заостренный осколок камня или острую кость и получил оружие, позволявшее ему защищаться от атак свирепых хищников, поражать дичь броском с нескольких десятков шагов и добивать ее при необходимости с безопасной дистанции. Потом были тысячи и тысячи лет совершенствования копья, за которые это оружие столь широко распространилось по нашей планете, что мы вряд ли найдем такой ее регион, где бы в историческое время не использовался тот или иной вид копья, охотничьего или боевого. К тому же копье оказалось оружием-долгожителем даже в странах с развитой цивилизацией — еще в начале XX века в европейских войнах на разных фронтах периодически использовались атаки конных копейщиков.
Почетное место занимало копье и в арсенале самураев эпохи Токугава (1603-1867), являясь одним из символов самурайского сословия. Приемы обращения с ним даже развились в особое искусство -содзюцу, которое, как и прочие воинские искусства, воплотилось в нескольких сотнях крупных и мелких школ с их особыми канонами, приемами, методами тренировки и теориями.
А вот историки воинских искусств, особенно на Западе, содзюцу и японские копья не особенно привечают. И причина здесь простая: ну что может быть в этом интересного, коли копье — оно и в Африке копье? И все-таки, кое что любопытное в истории японского копейного искусства, насчитывающем, между прочим, целых два тысячелетия, можно отыскать. Что я и попытаюсь сделать в этом выпуске «Японии».
Копье Хоко
Исторически первым типом боевых копий (т.е. предназначенных для применения на войне, а не на охоте), которые получили распространение в Японии, были копья типа хоко.
Боевые хоко изготавливались из бронзы или железа длиной в среднем около 25 см, имели ромбовидное сечение и тулью (трубчатое соединение) для насаживания на древко; некоторые образцы снабжены обращенным вниз крюком, расположенным чуть выше тульи. Такие копья использовались для нанесения уколов одной рукой (во второй японский воин этого времени держал щит), поэтому масса их должна была быть невелика. По этой причине древко хоко было не особенно длинным, и общая длина копья с наконечником была менее двух метров.
Хоко широко использовались в качестве оружия пехоты с эпохи Яёй (III в. до н.э. — III в. н.э.) до середины Хэйанской эпохи (794-1185). Пик их популярности приходится на эпоху Нара (710-794) — начало эпохи Хэйан. В те времена такими копьями были вооружены отряды царского дома, набиравшиеся из крестьян в соответствии с воинской повинностью.
Однако с середины эпохи Хэйан в период укрепления позиций военного сословия самураев, которое начало выходить на авансцену истории, хоко начинает теснить новый вид древкового оружия рубяще-секущего действия, получивший название «нагината» — «длинный меч» или, в другом написании, «длинный косящий меч». Это было связано с тем, что сражения между самураями с их специфическим кодексом чести все чаще превращались в серию поединков, в которых нагината, позволявшая и колоть, и рубить, оказывалась более эффективным оружием, чем обычное, только колющее копье.
Эффективнее была она и в сумятице неорганизованного боя, в который обычно перерастали поединки между благородными рыцарями, когда их вассалы бросались спасать господ, терпящих поражение. В результате нагината, лучше отвечавшая потребностям воина-пехотинца, захватила лидерство среди всех видов древкового оружия. А хоко начали превращаться в исключительно церемониальное оружие, используемое лишь в ритуалах и танцах. И даже само это название со временем стерлось из людской памяти.