Период Дземон ( яп. 縄文时代,じょうもんじだい, Дземон дзидай ) — период в истории Японии. Характеризовался господством на Японском архипелаге культуры Дземон.
Краткие сведения о древней Японии
Эпоха, в течение которой в Японии использовалась шнурованная керамика, называется периодом шнуровой керамики или периодом Дземон. От докерамического палеолитической эпохи период Дземон отличается появлением керамики, а также лука со стрелами. Вопрос о японском или иностранном происхождение дземоновской керамики остается открытым.
Когда о самураях еще никто не слышал, лук и стрелы пришли на замену палеолитическому копью. Они были первыми механическими оружиями человека. Появление лука изменила способ охоты и повысила его эффективность на малых животных. Керамика же возникла в результате осознания человеком химической изменчивости веществ. Мягкая и пластичная глина во время длительного отопления превращалась в твердую посуду. Благодаря керамике люди научились варить и тушить пищу. Это способствовало обогащению рациона новыми продуктами и улучшению качества питания.
По состоянию на 1994 год, самым древним керамическим изделием на территории Японии считался «кувшин с квасолеподибним орнаментом», найденный в пещере монастыря Сенпукудзи ( Сасебо, Нагасаки ) и датирован 11 тысячелетием до Р. Х. От этой временной точки начинается период Дземон, продолжавшийся 10 тысяч лет. В эту эпоху культура изготовления керамики распространились по всему Японскому архипелагу — от Хоккайдо до Рюкю. На фоне других неолитических керамических культур древнего мира эта культура была уникальной для Японии.
Дземоновская керамика присуща локальная дифференциация, сходство стилей и временная протяженность. То есть, она делится на несколько региональных типов, которые развивались эволюционным путем и имели сходные между собой орнаментальные мотивы. Наибольшие различия в японской неолитической керамике наблюдаются в изделиях Западной и Восточной Японии. Несмотря на региональные различия, все типы керамики Дземон имеют общие черты, что позволяет говорить о существовании на островах единой археологической культуры.
Точное количество стоянок периода Дземон неизвестна. По состоянию на 1994 год их приблизительное количество составляло 100 000. Это может свидетельствовать об относительно высокой для неолитических обществ плотности населения Японского архипелага. До 1990-х годов большинство стоянок находилась в Восточной Японии, однако благодаря работе археологов разница в количестве стоянок между Западом и Востоком сократилась. По мнению японского этнолога Кояма Сюдзи населения Японии в начале периода Дземон составляло 20 тысяч человек, в средней фазе — 260 тысяч человек, а в конце периода — 76 тысяч человек.
Хозяйство древней Японии
Хозяйственную основу японского общества периода Дземон составляли охота, рыболовство и сбор растительных продуктов. Предполагается, что неолитическое население архипелага знало примитивное подсечно-огневое земледелие, а также смогло одомашнить диких кабанов.
На охоте люди чаще использовали простые луки. Археологи находят остатки этого оружия преимущественно в торфяных слоях стоянок, расположенных в болотистых низинах. На 1994 год ученые обнаружат только 30 полностью сохранившихся луков. Они были изготовлены, как правило, из головчато-тисовых видов деревьев и покрывались черным лаком. Наконечники стрел мастерились из твердого камня обсидиана. В отличие от лука, копье употребляли редко. Остатки копий часто обнаруживают на Хоккайдо, однако они являются редкостью для региона Канто. В Западной Японии копья почти не встречаются. Кроме оружия на охоте также использовались собаки и волчьи ямы. Зачастую жители Японского архипелага охотились на кабанов, оленей, диких уток и фазанов.
Рыбу и морепродукты удили, гарпунилы или вылавливали рыбацкими сетями. На тогдашних свалках, ученые находят удильные крючки, гарпуны, рыбацкие сети и грузики. Большинство этих орудий изготовлены из кости оленя. Их обнаруживают преимущественно в стоянках, расположенных на речных и морских побережьях. Эти орудия использовались в определенные времена года и были ориентированы на определенные виды рыб: бонитов, красных пагр, морских судаков и т.д. Удочки и гарпуны были индивидуальными орудиями, а сетки — коллективными. Особого развития рыболовство приобрело после средней эпохи периода Дземон.
Собирательство играло в хозяйственной жизни людей ведущую роль. Продукты растительного происхождения активно употреблялись в пищу уже с ранней эпохи периода Дземон. Большинство из них составляли твердые плоды деревьев, такие как каштаны, орехи и желуди, и клубни — батат и диоскорея. Их собирали осенью в больших количествах и складывали в плетеные из лозы корзины. Из желудей изготавливали муку на примитивных жернах и выпекали хлеб. Часть продуктов хранили на зиму в неглубоких 1-метровых ямах, которые находились в пределах поселений. Доказательствами существования таких ям есть, стоянки средней эпохи Саканосита ( Арита, Сага ) и конечной эпохи Минами-Гатамаеике ( Санё, Окаяма ). Кроме твердых плодов люди потребляли водяные орехи, актинидии, плоды сапиндусив и афанантив, японский кизил, виноград. Зерна этих растений были найдены рядом с запасами твердых плодов на стоянке Торихама ( Вакаса, Фукуи ). Вероятно, люди занимались примитивным сельским хозяйством, о чем свидетельствуют обнаруженные на местах их поселений остатки сельскохозяйственных культур — тыквы и золотистой фасоли. Они также собирали китайскую крапиву и уртику, из которой изготовляли волокно для одежды.
Жилье древней Японии
В течение всего периода Дземон жители Японского архипелага обитали в землянках и полуземлянках, традиционных жилищах докерамического времени. Жилье было углубленным в землю, земляные стены и пол, а также каркас из древесных столбов, поддерживавший крышу из шкур животных, травы и валежника. Землянки отличались по регионам. Больше всего их находят в Восточной Японии, меньше — в Западной.
Жилье начальной эпохи имело простую конструкцию. Они делились на прямоугольные или круглые в плане. Центром жилья был очаг, имеющего несколько типов: земляное, кувшинный и каменный. Первое изготовляли путем простого выкапывания неглубокой ямки в полу, в которой жгли хворост и дрова, второе мастерили из нижней части горшка, которую вкапывали в пол, третье сооружали из гальки или мелких камешков, которыми обкладывали место для костра. Жилья регионов Тохоку и Хокурику этой эпохи отличались от остальных японских аналогов большими размерами. Начиная со средней эпохи они имели сложную конструкцию, предусматривающую использование нескольких очагов в одной квартире. Жилье того времени было не только местом отдыха, но и пространством, тесно связанным с их мировоззрением и верованиями.
Среднестатистическая площадь жилья составляла 20 — 30 кв.м. Обычно, в нем проживала одна семья от 5 человек и более. Доказательством такого количества жителей служит находка на стоянке Убаяма ( Итикава, Тиба , где была обнаружено захоронение семьи в землянке — два мужчины, две женщины и один ребенок.
Существовали также большие здания, которые находят в Северной и Северо-центральной Японии. В частности, на стоянке Фудодо ( Асахи, Тояма ) исследователи раскопали землянку, которая имела четыре очага и в плане напоминала эллипс длиной 17 м и радиусом 8 м. На стоянке же Сугисавадай ( Носиро, Акита ) было обнаружено землянку такой же формы, длиной 31 м и радиусом 8,8 м. Точное назначение этих больших зданий неизвестно. Гипотетически они могли выполнять роль места сборов, кладовые или коллективной мастерской.
Поселение древней Японии
Несколько жилищ образовывали поселения. В начальную эпоху периода Дземон оно состояло из 2 — 3 землянок. В ранней эпохе количество домов увеличилось, что дает основания говорить о постепенном переходе людей к оседлому образу жизни. Жилья сооружали вокруг площади на примерно одинаковом расстоянии. Эта площадь была центром общественной и религиозной жизни поселения. В историографии такой тип поселения называют «круглым» или «подковообразным». Они были традиционными на всей территории Японского архипелага начиная со средней эпохи периода Дземон. Неизвестно, были поселения временными или постоянными, однако известно, что их жители проживали в них длительное время. Об этом свидетельствует преемственность керамических культурных стилей поселения, а также наслоение поселений раннего периода на поселение позднего.
Кроме жилых построек в состав поселения входили так называемые «здания на подпорках». Фундамент этих сооружений напоминал прямоугольник, эллипс или шестиугольник. Они не имели земляных стен, пола и очага и находились на столбах-подпорках. Ширина этих зданий колебалась в пределах 5 — 15 м. Назначение «зданий на подпорках» неизвестно.
Захоронение древней Японии
Жители Японии периода Дземон, как правило, хоронили покойников в мушлевых насыпях. Эти насыпи выполняли одновременно роль свалки и кладбища, и находились рядом с жилищами. В 1 тысячелетии до Р.Х. появились большие кладбище, как на стоянке Йосиго ( Тахара, Айти ), где было найдено более 300 скелетов. Материалы захоронений свидетельствуют о переходе людей от кочевого к оседлому образу жизни, а также о постепенном росте населения древней Японии.
Большинство людских захоронений относятся к скорченным трупокладям: руки и ноги умершего сгибали так, что его тело напоминало эмбрион, помещали в яму без гроба и закапывали. Известны также отдельные случаи вытянутого трупокладения, которые получили распространение с 3 тысячелетия до Р.Х. В конце эпохи, наряду с такими захоронениями, появился обычай трупосожжения: обожженные кости конечностей умершего составляли в прямоугольник, а посреди него составляли череп и другие кости. Как правило захоронения были индивидуальными, однако существовали и коллективные могилы для родственников или детей. Самая коллективная могила периода Дземон, длиной 2 м с 15 скелетами внутри, была найдена в насыпи стоянки Миямотодай ( Фунабаси, Тиба ).
Кроме обычных ямных захоронений в мушлевых насыпях существовали и другие. В ряде стоянок археологи находят могильники, в которых покойники похоронены в ямах с каменным полом или в больших каменных гробах. Такой тип захоронения был привычным для Северной Японии в конце эпохи. На территории Хоккайдо традиционными были захоронения на отдельных крупных кладбищах вне поселением с богатым погребальным инвентарем. Кроме этого на всей территории древней Японии существовал обычай хоронить мертворожденных, грудных младенцев и умерших детей в возрасте до 6 лет в керамических кувшинах. Изредка в таких кувшинах хоронили взрослых — их тела сжигали, а кости, после обряда мытья водой, складывали в посуду.
Обряды и верования древней Японии
Источником о религиозных представлениях жителей Японии периода Дземон является погребальный инвентарь. Его наличие свидетельствует, что люди верили в существование души и загробной жизни. В состав такого инвентаря входили вещи, которые покойный использовал при жизни: расчески, серьги, браслеты, нагрудные украшения, кольца и пояса. Зачастую в захоронениях встречаются раковины браслаты и пояса из оленьего рога. Первые изготавливались из больших раковин глицимериса или Раппани, внутри которых открывали отверстие для руки и шлифовали до блеска, вторые изготавливались с развилки оленьего рога и покрывались сложным орнаментом. Украшения имели не только эстетическую, но и ритуально-магическую функцию. Браслеты обычно носили женщины, а пояса — мужчины. Количество и багаство декора украшений указывали не на социальную, а половую или возрастную дифференциацию.
Среди людей поздней эпохи существовал инициационных обычай вырывания или спиливания зубов. При жизни молодому человеку удаляли определенное количество резцов, что знаменовало о егр вхождении в группу взрослых. Способ и порядок вырывания зубов отличался во времени и по регионам. Также бытовал обычай подпиливания четырех резцов верхней челюсти в форме малых трезубцев или двухзубцев.
Еще одним артефактом, связанным с религиозными представлениями людей той эпохи, есть керамические женские статуэтки догу. Их иногда называют «дземоновскими венерами». Древнейший образец такой статуэтки был найден на стоянке Ханавадай ( Сакура, Тиба ), датируемая ранним временем периода Дземон. В зависимости от стиля исполнения догу классифицируют на несколько типов: плоские, цилиндрические, рельефные с ногами, с треугольными лицами, с окуляроподобными глазами. Почти все статуэтки изображают женщин с большим, возможно беременным, животом. Как правило их находят в поломанном состоянии. Предполагают, что догу символизировали женское начало, семью, рождаемость и использовались в обрядах, связанных с культом фертильности. С этим же культом ассоциируются фаллические символы — каменные палки секибо, каменные мечи и ножи, которые олицетворяют мужское начало, власть, авторитет. Дземоновцы также изготавливали деревянные и каменные догу. Они играли роль амулетов-оберегов. Кроме них жители древней Японии изготавливали керамические маски, назначение которых неизвестно.