Термин укиё-э (буквально — «картины плывущего мира») принадлежал искусству мастеров ксилографии, а также тех художников и литераторов, которые писали в духе «образов преходящего».
В начале XVII в. начинает развиваться искусство ксилографии, требовавшее виртуозного мастерства гравера, вырезавшего нанесенный рисовальщиком па дощечку вишневого дерева рельеф из тончайших линий и локальных пятен. На завершающем этапе печатник, следуя сделанным рискам, прикладывает влажный лист бумаги па покрытые тушью или краской пластины.
Этот термин, возвращающий в культуре буддийское понятие эфемерности всего сущего, пропитанного поэтической меланхолией зримого мира, впервые употребил в 1661 г. писатель Асай Рёи.
Осознание скоротечности времени и обаяния повседневных житейских мелочей сообщали художникам желание изображать собственную жизнь, до которой кроме них самих никому не было дела.
В дальнейшем искусство укиё-э будет опираться на сотворчество художников, писателей и поэтов. Первыми печатными произведениями принято считать книги и альбомы иллюстраций к романам, старинным преданиям или к шедеврам тридцати шести поэтов-классиков.
Увидевший свет в 1610 г. знаменитый изборник Сандзю роккасэн (Тридцать шесть гениев поэзии) с каллиграфией, приписываемой Коэцу, был иллюстрирован гравюрами — портретами всех представленных в антологии поэтов.
Буддийские монахи первыми применили заимствованную из Китая технику гравюры на дереве для печатания священных изображений и текстов. Они же организовывали для детей тёнин школы, где обучали их чтению и письму, открывая им доступ к просвещению.
Традиционная культура — привилегия для отпрысков аристократов и военных феодалов — благодаря влиянию крупных монастырских общин стала достоянием большинства населения, и художники укиё-э знали не только канонические тексты буддизма, но и классическую поэ зию, и Гэндзи моногатари.