Достаточно часто встречаются боевые армейские мечи со старыми клинками, перемонтированными из самурайских мечей типов катана и вакидзаси.
Гораздо реже попадаются собственно экземпляры этих мечей, приспособленные для использования в армии и на флоте. Существуют три варианта модификации традиционных мечей, из которых первый из перечисленных ниже является наиболее распространенным.
1. С одной или двумя обоймицами (аси) на ножнах, помещенных затем в кожаный походный чехол.
2. Удаление куриката — прикрепленного к ножнам ушка для шнура, закрепляющего ножны на поясе (элемент традиционной гарнитуры).
3. Дополнение рукояти металлической сарутэ (петля для темляка), прикрепляющейся на рукояти около кути-ганэ (набалдашник традиционного меча).
Известен полностью оправленный образец катана в собственных ножнах сирасая, покрытых тонко зафальцованной и патинированной листовой медью, имитирующей кожу. Вокруг устья — пояс из змеиной кожи, на ножнах — изготовленные на заказ латунная обоймица и исидзукэ (оковка). Очевидно, сделан для службы в армии во время Второй мировой войны.
Подобные образцы могут быть любого качества и возраста. В начальный период становления японской армии и флота, примерно до 1871 г., такие мечи носили, затыкая за пояс, или на кожаной петле. Подобная практика прекратилась с введением регламентированных образцов армейских мечей. До 1930-х гг., когда численность вооруженных сил значительно возросла, в том числе за счет призванных резервистов, традиционные мечи использовали редко. Армейские уставы по обмундированию проявляли известную терпимость, позволяя офицерам носить оружие по предпочтению, однако на флоте это запрещалось («Морские кай-гунто»). Без сомнения, многие из этих мечей были фамильными, некоторые же приобретались у торговцев.
По мере эскалации войны с Китаем и усиливающегося давления со стороны Запада, принуждающего Японию оставить свои позиции, происходил подъем японского национализма и возрождение традиций. Это включало и интерес к самурайским мечам. В результате традиционный меч катана стали производить с современной гарнитурой и клинками. Их раскупали офицеры или члены их семей для подарков и приспосабливали для военных нужд описанными выше способами. Они могли иметь как старую традиционную гарнитуру, так и современные цубы (гарда), фуги (муфта на основании рукояти) и кабуто-ганэ (набалдашник), часто декорированные в едином стиле. Специфическими особенностями декора приборов периода Сева являются:
1. Латунная гарнитура с рельефной сакурой (цветы вишни).
2. Латунная гарнитура с рельефными бамбуковыми листьями, патинированная или посеребренная.
3. Гарнитура из вороненой стали с рельефным изображением раковин и морских звезд, хотя цуба могла иметь другой декор, например, волны.
4. Латунные фути и кабуто-ганэ с гравированным изображением растительных завитков.
Обмотка рукояти производилась в традиционном стиле черной или сине-зеленой тесьмой. Мэнуки (декоративные накладки на рукояти) также могли быть производства периода Сева. Ножны деревянные, покрытые черным или полихромным лаком, снабженные куриката (ушко на ножнах /для шнура, привязывающего меч к поясу). Лаковый слой часто тонкий, легко растрескивается. Иногда к ножнам приклеен синий или золотой бумажный ярлык качественного контроля Общества производителей холодного оружия Сэки. Адаптация для военных нужд заключается в добавлении обоймицы типа, соответствующего аси полевых ножен, и кожаного походного чехла.
Клинки обычно подписаны и достаточно хорошего качества, хотя, как правило, все-таки масляной закалки. Наличие на хвостовике военного штампа «сё», по всей вероятности, указывает на то, что подобное оружие могли покупать через «Армейский клуб офицеров» (Кайкося). Катана периода Сева, привезенные после окончания Второй мировой войны, часто ошибочно принимают за самурайские мечи.