Металлические и полевые ножны
Металлические ножны
Окрашенная сталь или сплав коричневого, зеленого и иногда бледно-оранжевого цветов. Черные ножны попадаются редко. Принято считать, что они появляются только с 1943 г. Этому цвету, очевидно, отдавали предпочтение офицеры морской пехоты, которые носили мечи армейского стиля. Отделка может быть матовой, что является нормой, или блестящей, которая чаще сочетается с клинками более высокого класса.
Уставной прибор состоит из устья (кутиганэ), обоймицы (аси), нижней скрепы (сибабики — полоса металла, окаймляющая нижнюю часть ножен) и наконечника (исидзукэ). Устье и наконечник украшаются в том же стиле, что и детали оправы рукояти. Обоймица представляет собой две металлические полосы, согнутые в виде обручей, концы которых стянуты розеткой в виде кадосакуры и бобышкой, куда вдевается стальное или латунное На одном из образцов металлических ножен обнаружено редкое дополнительное устройство, облегчающее извлечение меча из ножен. Оно состоит из специально изготовленного удлиненного рычага, привинченного к металлической планке, которая, в свою очередь, тем же способом крепится к одной стороне ножен. Конец рычага приходится на шляпку штифта, проходящего через устье ножен (кути-ганэ). Если нажать на рычаг, то освобождается зажимная скоба, что позволяет вытащить меч. При необходимости можно также воспользоваться нажимной кнопкой на фути, которая действует независимо от дополнительных приспособлений. Очевидно, ножны были оборудованы этим устройством после продажи, чтобы облегчить владельцу операцию извлечения меча. На металлические ножны могли надевать съемный защитный чехол из коричневой кожи или даже из зеленого брезента.
В качестве альтернативы использовался неснимающийся чехол из коричневой кожи, плотно «севший» по форме ножен, но это, по-видимому, случалось довольно редко. Встречается и частичная защита ножен: либо в виде кожаного носка, напоминающего донышко полевых ножен и плотно охватывающего наконечник (исидзукэ), либо в форме гладкого кожаного рукава, спускающегося ниже обоймицы (аси) и предохраняющего ножны от износа.
Деревянная основа металлических ножен состоит из двух частей, склеенных специальным рисовым клеем (сокуй). Иногда на ней видны сделанные чернилами надписи, содержащие сведения об изготовителе или розничном торговце, как, например: «С уважением сделано в мастерской мечей Хаттори, Канда», т.е. в одном из районов Токио.
Полевые ножны
Это гладкие деревянные ножны, покрытые неснимающейся коричневой кожей (иногда свиной), простроченной вдоль спинки и в основании уложенной в два слоя. Редкие экземпляры из черной кожи, по всей вероятности, принадлежат офицерам морской пехоты.
Обоймицы (аси) различных видов, но все они по форме и декору гораздо проще моделей для металлических ножен. Они изготавливались из латуни, стали и даже кожи и снабжались одним латунным или стальным подвесным колечком. Иногда через обод аси пропускалась стальная бобышка, которая играла роль шарнира, и подвесное колечко могло поворачиваться под разными углами к поверхности ножен. Аси, типичные для металлических ножен, на полевых почти не встречаются. Ножны, покрытые искусственными материалами, позднего происхождения (ок. 1944 г.).
Полевые ножны, как правило, снабжены металлическим устьем, однако часто присутствует только простое латунное кольцо, которое навинчивается на деревянные ножны. Далеко не всегда полевые ножны оборудованы для закрепления зажимной скобы. Вместо нее применялись следующие системы фиксации меча в ножнах.
(а) Самый распространенный способ крепления с помощью кожаной бретельки, пришитой к кожаной петле, проходящей над фути (муфтой на основании рукояти). Она либо пропускается через отверстие в гарде, либо проходит рядом с ней и на кнопках пристегивается к оборотной стороне ножен. Такой способ встречается и в металлических ножнах, если они помещены в полевой чехол и зажимная скоба отсутствует. Кроме того, он применяется как дополнительная мера предохранения меча от выскальзывания. Кнопки на ножнах бывают американские с фабричным клеймом «Энтлер» довоенного производства.
(б) К кожаному чехлу, снабженному двумя кнопками в основании, пришивается длинный ремешок, который обматывается поверх цубы или пропускается через нее. Далее он протягивается вниз и пристегивается кнопками к основанию чехла. Редкий способ крепления.
(в) Разновидность варианта (б) с пряжкой в основании чехла. Ремешок пропускается через отверстие в цубе, протягивается вниз до конца ножен и затягивается пряжкой.
(г) Кожаный ремешок прикрепляется к штифту, приклепанному к обручу обоймицы. Этот способ крепления осуществляется следующим образом: один конец ремешка пришивается к чехлу, к краю другого, свободного конца крепится металлическая деталь с маленькой дырочкой. Она проталкивается через отверстие в цубе и ремешок протягивается до обоймицы, после чего металлическая деталь на его конце насаживается на выступающий штифт.
(д) Еще одна необычная и редкая система крепления включает в себя удлиненную зажимную скобу, приклепанную к ободу аси. Она выступает из-под кожаных ножен и ее конец сцепляется с отверстием в цубе .
Есть необычный вариант полевых ножен, сделанных из сирасая (деревянные ножны для хранения клинка без прибора) и покрытых неснимающейся коричневой кожей. Латунное кути-ганэ (устье) снабжено пазом для зажимной скобы. Под чехлом имеются две фиксированные обоймицы, типичные для полевых ножен. Нижний конец чехла полевых ножен также, как и у остальных полевых чехлов, используемых в боевой обстановке, имеет утолщение, уменьшающее износ. Кроме того, они иногда снабжаются дополнительной металлической, обычно латунной, оковкой или колодкой, однако такие образцы попадаются редко.
Столь же редко можно найти на полевых ножнах и дополнительное подвесное кольцо, закрепленное на основании. Это позволяло носить меч на спине, подвешивая его таким образом, чтобы рукоять выступала над правым плечом, и тем самым освобождать в условиях боевых действий обе руки. Правда, для этой цели можно было обойтись и без нижнего кольца, так как ремни имели петли, куда вставляли ножны.
Разновидности ножен
Описанная ниже в пунктах от (а) до (д) отделка ножен, как правило, сопутствует обычной гарнитуре, предназначенной для металлических ножен. Эти вариации, должно быть, отражают ассортимент, предлагаемый на выбор розничными торговцами, или индивидуальные заявки заказчиков.
(а) Матовый коричневый лак на холщовом покрытии ножен с деревянной основой. Выглядят как металлические ножны, пока не дотронешься рукой. Достаточно редкие.
(б) Покрытая коричневым лаком, гладко отполированная шагрень (рыбья или акулья кожа) с характерным узором в виде мелких белых жемчужин или ромбиков. Редкие.
(в) Покрытие из тонкой коричневой кожи. Редкие.
(г) Кожа ската (самэ), покрытая темно-коричневым лаком, сквозь который проступают белые пятнышки различных размеров. С армейским прибором встречается редко. Возможно, предназначалась для морской пехоты.
(д) Черный лак обнаружен только на син-гунто с некоторыми особенностями, характерными для военно-морских вариантов меча.
(е) Подлинные ножны старого меча типа катана, приспособленные для военных целей. В этом случае куриката (выступ с прорезью для крепления традиционного меча к поясу) может удаляться за ненадобностью, так как при военной монтировке оказывается на оборотной стороне ножен. Однако это делалось не всегда. Обоймица (аси) полевых ножен устанавливалась под кожаным чехлом, который мог сниматься. Такая переделка практиковалась, когда меняли монтировку рукояти, приспосабливая ее к уставному стилю, тем не менее встречаются образцы, полностью сохранившие оправу традиционного меча.
(ж) Покрытые черным лаком камышовые жгуты, обмотанные вокруг металлических или деревянных ножен. Судя по всему, к этому прибегали при отсутствии защитных кожаных чехлов.
К прочим необязательным деталям прибора ножен относятся:
(а) Исидзукэ (оковка), снабженная особым утолщенным башмаком, использовалась для металлических или лаковых ножен. На башмаке с обеих сторон выделены позолоченные клейма с японскими иероглифами и номерами. Надпись на лицевой стороне: «Дзицуё син ан токкё» (патент на новое изобретение, используемое на практике), на оборотной — стоит патентный или серийный номер: 213917. Подобная маркировка имеется и на аналогичной версии кай-гунто. Образцы довольно редкие.
(б) Пломба ножен, образованная сэппа (металлическими прокладками), края которых отогнуты наружу, в сторону устья. Ширина выступающей кольцевой полосы еэппа может составлять 3 мм (тогда она частично закрывает устье, снабженное пазами для сцепления с сэппа) или 6 мм (устье полностью закрыто). Таким образом, когда меч вкладывают в ножны, они оказываются запломбированными. Оба варианта встречаются довольно редко.
(в) Устье ножен с откидной крышкой, которая закрывает его, запечатывая ножны, когда меч вынут. Когда клинок вставляется в ножны, крышка выступает вверх и входит в специальное отверстие в цубе, тем самым превращаясь в крепежный элемент. Это приспособление, называемое «Иида сики тэй гай» (модель затворного покрытия Иида), было изобретено Иида Кунитаро, который занимался торговлей мечами (предположительно до или во время Второй мировой войны). Некоторые образцы имеют патентный номер 132106. Крышка Иида препятствовала проникновению влаги и грязи внутрь ножен. Стандартная цуба син-гунто была соответствующим образом модифицирована под эту модель. Назначение латунной петли, которая могла крепиться к верхушке цубы, не установлено. Полагают, что было сделано всего несколько экземпляров с подобной системой, поэтому образцы исключительно редки.
Для защиты рукояти от непогоды или износа по желанию выбирали один из трех способов.
(а) Обмотка рукояти белой холстиной или повязкой, оставляющая свободным набалдашник (кабу-то-ганэ). Она применялась только для Защиты рукояти в полевых условиях и легко снималась в случае нужды. На фотографиях тех лет видно, что это была повсеместная практика, используемая и с кю-гунто. Не сохранилось ни одного аутентичного образца, так как они снимались и выбрасывались.
(б) Рукав из коричневой кожи, покрывающий рукоять до цубы, но оставляющий свободным кабу-то-ганэ. Он зашнурован через металлические петельки вдоль верхнего шва. Достаточно редкий.
(в) Кожаный чехол конической формы, широкий внизу и таким образом полностью покрывающий рукоять и цубу. Для удержания на рукояти перевязывался либо веревкой, либо кожаным ремешком, застегивающимся на кнопки. Он назывался «чехол для отвратительной погоды». Использовался достаточно редко. Кроме кожаных известны образцы из ткани, похожей на высококачественный брезент или холст.