Важным произведением для изучения буддизма, следует назвать Милинда-паньха.
Написано это сочинение между II и IV вв. н. э. Оно излагает учение буддизма в форме вопросов, задаваемых греческим царем Менандром (Милиндой), правившим в Северо-Западной Индии во II в. до н. э., и ответов мудреца Нагасены. Интерес представляют и составленные в IV—V вв. н. э. на Цейлоне хроники Дипаванса и Махаванса, в которых наряду с мифологическими сюжетами и легендами приведены действительные исторические факты.
Дальнейшее развитие буддийской литературы, шедшее в основном в форме комментирования канона, связано с именами Нагарджуны, Шилахардры, Буддхагхоши, Буддхадатты, Дхаммапалы, Асанги, Васубандху, живших и писавших в период расцвета буддизма в Северной Индии и на Цейлоне в IV—VIII вв. н. э. Важным центром буддийской схоластики в этот период стал в Индии гигантский монастырь-университет Наланда, развалины которого, обнаруженные при археологических раскопках, расположены в теперешнем штате Бихар, недалеко от Раджгира. Во время расцвета Наланды (официальное название ее «Преосвещенная община монахов великого монастыря в Наланде»), т. е. в VI—VII вв. н. э., под руководством ученых монахов к буддизму приобщалось одновременно до 10 тысяч учеников-послушников.
Почти все монастырские и храмовые хранилища буддийской литературы в Северной Индии были разрушены и уничтожены при утверждении ислама. Значительный упадок пережил буддизм в результате установления господства индуизма. Поэтому в самой Индии находки произведений древнебуддийской литературы очень редки. Такие находки были сделаны на Цейлоне, в Непале и Тибете, куда бежали многие буддийские монахи, а также в других азиатских странах.