Это японское боевое искусство развивалось как составная часть боевой подготовки самураев в феодальный период японской истории.
Обычно оно считается системой боя без оружия, хотя более точным будет определить его как систему боя голыми руками с возможностью применения оружия небольших размеров как против вооруженного, так и против безоружного противника.
Дзю-дзюцу часто относят к оборонительному типу боевых искусств, хотя в действительности в нем присутствуют как техники защиты, так и техники нападения. Тем не менее в большинстве школ изначальный акцент ставится на техниках защиты. Изучающий дзюдзюцу учится техникам ударов руками и ногами, броскам, болевым контролям, удушающим приемам и борьбе в партере. На начальном этапе обучения ученику преподаются базовые навыки всех этих техник, основное же внимание уделяется методам выхода из угрожающих ситуаций. По мере овладения учеником различных техник акцент постепенно смещается на методы контратак и контроля противника. На высоком уровне освоения техники ученик начинает изучать принципы комбинирования изученных приемов для целей и защиты, и нападения.
Методики постепенного обучения различным техникам могут различаться и зависят как от школы, так и от конкретного учителя. На определенном этапе становится возможным обучение применению традиционного оружия малых размеров и защите от противника, вооруженного ножом или пистолетом. В зависимости от стиля дзюдзюцу некоторым техникам может придаваться статус секретных, передаваемых лишь устно от учителя к ученику. Это означает, что подобные техники преподаются не всем ученикам, а лишь тем, кто зарекомендовал себя как наиболее серьезный практик, посвятивший себя боевым искусствам. В зависимости от стиля дзюдзюцу также могут преподаваться и другие традиционные техники, такие, как методика обездвиживания (связывания) противника при помощи веревок и деревянных палок. Наиболее полные системы дзюдзюцу подразумевают ознакомление учеников с основами методик лечения и реанимации, а также техниками медитации. Помимо этого, во многих школах дзюдзюцу преподаются вспомогательные техники и тактики, относящиеся к полицейским методикам.
ПОЛИЦЕЙСКИЕ МЕТОДИКИ
Эти техники и тактики часто входят в базовый курс дзюдо. Во времена окончания феодальной эпохи японской истории военное сословие, самураи, оказались не у дел, и многие из них стали бродяжничать, а некоторые встали на путь преступлений. Возникла исключительная потребность в дееспособных полицейских силах, а в качестве методики их подготовки было выбрано дзюдзюцу. Гибкость этой системы позволяла силам правопорядка захватывать и обезвреживать преступников, причиняя им минимальный вред. Кроме того, приоритет дзюдзюцу в силах правопорядка тех времен основывался на огромном многообразии существовавших стилей и техник этого искусства.
И по сей день дзюдзюцу имеет репутацию боевого искусства, предоставляющего сотрудникам правоохранительных органов широкий выбор методов задержания преступников. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие современные школы дзюдзюцу включают в свой курс полицейские техники и тактики, а также поручают старшим ученикам разработку курсов подготовки для сотрудников правоохранительных органов.
Все то, что делает дзюдзюцу полезным для сотрудников органов правопорядка, также привлекает и многих людей, желающих изучать это боевое искусство. Разнообразие боевых техник предоставляет вам множество различных вариантов противодействия противнику. Большинство людей не хотят грубо забить противника ударами, им достаточно просто остановить направленную на них агрессию. В любом случае предпочтительным является обретение контроля над противником с минимальными затратами физической силы. Безусловно, встречаются такие люди, которые в силу своей неуравновешенности намерены причинить своей жертве максимальный вред. Хорошо тренированный практик дзюдзюцу имеет возможность последовательно развивать степень ответного воздействия, поскольку он владеет намного более болезненными и смертоносными техниками. Тем не менее в целом хорошо подготовленный практик дзюдзюцу всегда старается по возможности избежать конфронтации и разрядить обстановку, ища способы не доводить бой до смертельного исхода. Если же это невозможно, он достаточно подготовлен для того, чтобы применить свои знания и умения настолько, насколько это окажется необходимым.
Не следует заблуждаться по этому поводу. Приобретение навыков такого уровня потребует огромного опыта занятий. Поэтому всякий, серьезно изучающий дзюдзюцу, не раз и не два ложился спать смертельно уставшим и с болящими мышцами. В этом и заключается основная причина того, что в полноценных школах дзюдзюцу изучаются методики лечения и реанимации. Они позволяют ученикам заботиться друг о друге и лечить неизбежные в процессе обучения мелкие травмы.
ВЫБОР ШКОЛЫ
Рассматривая различные школы дзюдзюцу, вы увидите, что их организация и методики преподавания могут быть самыми разными. Более старые стили дзюдзюцу обычно преподаются в соответствии с классическими японскими представлениями о том, каким должен быть додзё, т. е. школа боевых искусств. Большое внимание в них уделяется уважению, проявляемому по отношению к учителю, стилю и додзё. Методики обучения начинающих обычно достаточно формализованы, некоторая степень свободы приобретается лишь при получении статуса старшего ученика. Более современные и эклектичные стили дзю-дзюцу не столь формализованы и в первую очередь стремятся получить признание у людей, заинтересованных исключительно в обретении боевых навыков. Четко уясните, что же именно хотели вам показать в первую очередь, когда вы пришли с визитом в очередную школу.
РИТУАЛЫ В ДОДЗЁ
Ритуалы додзё могут различаться в зависимости от школы и сэнсэя. В додзё традиционного типа может существовать жесткий набор правил поведения учеников, в школах же современного типа правила могут быть менее жесткими. Выше приведены типичные правила поведения учеников, которые соблюдаются в большинстве додзё.