Far far away
Far from the countries Vokalia

Меч самурая

Меч самурая — это душа самурая.

 

Возможно, многим очень интересно узнать, сколько мечей самураев находится в самой Японии. Агентство по вопросам куль­туры зарегистрировало со времен Второй мировой войны около 2 300 000 мечей. В это число не входят мечи массового производства, выпущенные для военных нужд. Они выкованы без соблюдения традиционных технологий и поэтому не считаются на­стоящими японскими мечами. С другой стороны, предполагается, что приблизительно такое же число мечей было уничтожено или вывезено за границу после окончания войны.

Какие мечи были в Японии до появления мечей самураев, VIII В.

Теперь я хотел бы коротко коснуться истории японского меча, для того чтобы обрисовать общую картину его развития. В действительности, истоки истории меча самурая не очень ясны. Много прямых мечей теку-то, сделанных в VIII в., нахо­дилось в хранилище Сёсо-ин (Императорское хранилище в городе Нара), которое было построено в VIII в. для коллекции императора Сёму. Предполагают, что эти мечи были завезены с континента. Све­дений о производстве мечей в Японии в те времена не обнаружено.

Появление Буси, конец X в.

Появление сословия Буси (武士) — воинов, было важным фактором на этом переходном этапе истории меча самурая, который значи­тельно повлиял на его развитие. Это был период перехода власти от аристократов к буси. На ранней стадии некоторые аристократы, недовольные тем, как идет их служба при императорском дворе, покинули Киото, который в те времена был столицей Японии. Они захватывали феодальные поместья других аристократов, живших в Киото. Эти люди в действительности заложили основание сосло­вия буси (сословия воинов, или военного класса, Японии). Благодаря бесконечным битвам меч самурая окончательно приобрел свои основные качества и стал не только главным ору­жием японца, но и символом буси. В результате в конце периода Эдо говорили, что меч — это душа самурая.

К концу X в. сформировалась изысканная и элегантная форма клинка. Это достигалось тем, что для его изготовления использовались только высококачественные материалы, кото­рые подвергались искусной ковке. В то время японский меч закаливали при помощи глиняного покрытия, для того чтобы получилось твердое лезвие, и этот процесс тщательно контролировался. Сочетание же прекрасных функциональных качеств и художес­твенной отделки меча самурая было достигнуто на следующем этапе его развития. Я говорю о времени, отдаленном от нас тысячелетием. Уди­вительно, но и в наши дни сохранилось достаточно много мечей, которые находятся в хорошем состоянии на протяжении уже деся­ти веков. Как же тщательно они были сделаны и как бережно отно­сились к ним последующие поколения!

Период НАМБОКУТЁ, XIV в.

После окончания сёгуната Камакура по всей стране начались бес­конечные битвы между сторонниками Северного и Южного импера­торских дворов. Император Годайго пытался восстановить старую административную систему раннего периода и захватить полити­ческую власть. Хотя правительство, контролируемое император­ским двором, просуществовало недолго, другой могущественный лидер из клана Гэндзи, Асикага Такаудзи, поддерживаемый буси, которые были недовольны императорским правлением, свергнул императора и в конце концов основал в Киото сёгунат Асикага. В течение этого периода было произведено огромное количество мечей длиной более 90 см. Полажительно, что воины носили эти длинные мечи за спиной и несли смерть размахивали ими на полях сражений. Однако в начале периода Эдо длина этих мечей сократилась до 70 см, и они превратились в мечи Катана (яп. 刀 ), т. е. мечи, которые носи­ли заткнутыми за пояс острием вверх.

Период МУРОМАТИ, XV и XVI вв.

Сёгунат Асикага просуществовал около двухсот лет, но это не были мирные времена. Это было время правления военачальников, постоянно соперничавших между собой. Последние сто лет периода Муромати называют «Веком гражданских войн». В этот период меч самурая коренным образом изменился благода­ря развитию новых технологий в металлургии и новых способов транс­портировки. Все эти новшества способствовали обмену техническими новинками и использованию одного и того же исходного материала по всей стране. В результате каждая провинция и школа изготовления мечей начала терять свою индивидуальность и местные особенноети.

Другое важное изменение наблюдается в начале периода Му­ромати: появляется меч типа Катана и новый способ его ношения. Меч Катана засовывался за пояс так, что его режущий край был повернут вверх (меч Тати подвешивался к поясу таким образом, чтобы его острие было направлено к земле). Ношение меча Катана (длиной около 60 см) и меча Вакидзаси (30-60 см) стало формаль­ным признаком самурая, которых мы можем видеть в фильмах о средневековой Японии. Надо заметить, что изменения в способах ведения войны повли­яли на появление меча типа катана и нового способа его ношения. Особенно сильное влияние оказало появление мушкетов португаль­цев в 1543 г.

Период ЭДО, XVII-XVIIIвв.

Местный военачальник Ода Нобунага в 1573 г. в конце концов положил конец столетней гражданской войне, и Токугава Иэясу в 1603 г. основал сёгунат Токугава. С начала периода Эдо меч самурая, кроме своей основной ценности, приобрел политическое значение. Сёгун использовал мечи как награду своим феодалам и приближенным вместо более обычных даров в виде земель, так как у него, после того как клан Токугава нанес поражение клану Тоё-томи в битве при Сэкигахара, не осталось земли, которую можно было бы раздавать. Буси в этот период стали называться самураями, но они уже не были настоящими воинами, так как начали функционировать больше как бюрократы. Но и в этом случае пара мечей, которые они носили, рассматривалась как символ самурая — «Душа самурая». Период Эдо длился долго, и это было мирное время. Япония за­крыла двери для всех иностранцев. Меч самурая постепенно те­рял свое значение как оружие самурая.

БАКУМАЦУ, или конец периода ЭДО

В конце периода Эдо, после того как американский Тихоокеан­ский флот под командованием Перри зашел в бухту Эдо, в моду вош­ли копии мечей типа катана и вакидзаси периода Намбокутё.

Реставрация МЭЙДЗИ

Падение сёгуната Токугава и реставрация Мэйдзи коренным образом изменили японское общество. Традиционная японская культура предавалась забвению, так как правительство Мэйдзи пыталось внедрить западную культуру и технологии. В результа­те многие ценные произведения искусства и народных ремесел на­чали экспортироваться или просто вывозились гостями с Запада. Меч самурая в этом отношении не был исключением.

В связи с этими обстоятельствами большинство мастеров япон­ского меча потеряли свою работу. Но один из полировщиков мечей, принадлежащий к школе Хон-ами, по имени Хон-ами Хэйдзуро, возобновил отделку мечей, вернее последние стадии их полировки. Это действительно выдающееся и ранее невиданное дело в истории меча. Этот способ отделки получил название полировка кана-хада или полировка кэсё (так называемая косметическая поли­ровка). Сегодня многие полировщики могут ее продемонстрировать.

После второй мировой войны

Мечу самурая суждено было снова пережить трудные времена после того, как силы союзников нанесли ей поражение в 1945 г. По­лагают, что более миллиона мечей было сломано и увезе­но в другие страны. Те люди, которые занимались изготовлением мечей, в то время действительно считали, что у меча самурая не может быть никакого будущего. Но по иронии судьбы тот факт, что меч самурая попал за границу, привел к тому, что культура этого меча распространилась повсеместно, и теперь мы видим, как во всем мире многие люди интересуются мечами и изучают их. В настоящее время в Японии около 250 куз­нецов мечей ежегодно изготавливают около 2000 мечей. Действительно, прежние способы изготовления мечей утеряны и сейчас неизвестны. Не существует никакого письменного источни­ка с их описанием. Кузнецы традиционно изустно передавали свой опыт от поколения к поколению вплоть до конца периода Эдо.

Справка

Самурайские мечи в основном делятся на четыре категории: Тати, Катана, Вакидзаси и Танто. Тати висит на ремнях таким образом, что его режущее лезвие направлено к земле, а его длина более 60 см (стандартная длина для него около 78 см). Катана затыкается за по­яс режущим лезвием вверх, а его длина более 60 см (стандартная длина для него около 70 см). Меч вакидзаси носят так же, как и меч катана, а его длина колеблется от 30 до 60 см (его стандартная длина около 50 см). Длина меча танто менее 30 см (его стандартная длина около 26 см).

Назначение меча

В качестве оружия мечи должны отвечать трем условиям: хоро­шо резать, не гнуться и не ломаться. В течение многих веков меч самурая высоко ценился за свою функциональность, не говоря уже о его художественной ценности. Все свои превосходные качества меч приобрел благодаря тому, что при его ковке соблю­дались традиционные методы и технологии. Кузнец меча применяет в своей работе уникальную и сложную технологию, для того чтобы улучшить его гибкость, остроту и про­длить срок службы; эта технология никогда не используется при из­готовлении других клинков. Небольшие куски стали, называемые тамахаганэ, накладывают друг на друга так, что получается мно­гослойный стальной блок. Затем его нагревают и куют, многократ­но сгибая и складывая. Этот процесс помогает освободить сталь от загрязнений, которые могут повредить качеству меча. В результате образуются тысячи слоев, проявляющихся после полировки на гото­вом мече как дзи-хада, или узор стали. Меч— это многослойная структура, разные места которой — режущее лезвие, наружная оболочка и внутренний сердечник — имеют разную твердость.

Интересно отметить, что самурай считают меч прекрасным оружием, но едва ли когда-либо на протяжении своей тысячелетней истории он применялся в битвах как глав­ное оружие. Считается, что лук, копье, арбалет и мушкет (после того как последний завезли в страну португальцы в конце периода Муромати) были главными орудиями боя. Меч самурая в действительности был, так сказать, «финальным» оружием и служил для защиты жизни своего хозяина в последние моменты на поле битвы.

Культурный аспект

Изначально меч самурая не отличался от других. Он приобрел свои уникальные черты благодаря истории японского воинства. В свою очередь, меч обладал свойствами, оказавшими влияние на образ жизни самураев. Нет никаких сомнений в том, что процесс формирования меча тесно связан с историей буси. Много прекрасных мечей было преподнесено в дар храмам во вре­мя молитвы о победе и процветании. В чем бы ни поклялся самурай своим мечом, он должен был его обнажить ради этого, даже рискуя жизнью. Самурай никогда не берет свои слова назад.

.