Far far away
Far from the countries Vokalia

Хозяин великой страны

Страну, которую я создал и которой владею и управляю, я хочу передать тебе, потомку богов. Спокойно владей и управляй ею века.

 

ООКУНИНУСИ 大国主 一 имя, в зависимости от интерпретации, толкуется как «хозяин великой страны» и «великий хозяин страны», в разных мифологических сюжетах и традициях именуется также Оонамудзино ками, Ятихоконо ками (бог восьми тысяч копий), Асихара-Сиконо о (муж тростниковых равнин), Оомононусино ками (великий бог-хозяин вещей / духов), Оонамутино микото, Уцусикунитамано ками (бог ― жемчужина явленной страны) и др. То есть это божество земли, «тростниковых равнин» (см. Тоёасихара-но куни), в отличие от небесных богов. 
 

Как Оомононуси это божество встречается в «Кодзики», норито, в основном и дополнительных повествованиях «Нихон сёки», в «Идзумо-фудоки» именуется Оонамотино Ками. В «Кодзики» Оомононуси участвует прежде всего в сюжете «заяц из Инаба». Оомононуси вместе с 80 братьями прибывает в Инаба, там лежит заяц, с которого крокодил содрал кожу, братья советуют зайцу искупаться в морской воде, от чего тот страдает еще больше. Оомононуси излечил его, научив окунуться в пресную воду. Заяц в благодарность утверждает, что теперь именно Оомононуси достанется дева Ягами-химэ. 

Однако братья за это дважды убивают Оомононуси, и дважды ― по указанию Камумусубино микото ― его оживляет его мать с помощью богини-раковины Кисагаи-химэ и богини-моллюска Умуги-химэ. Оомононуси убегает в страну Нэно катасу куни, которой владеет Сусаноо, и там сватается к его дочери, Сусэри-бимэ. Сусаноо подвергает его испытаниям — помещает спать в пещеру со змеями, потом с пчелами и стоножками, но Сусэри-бимэ дает ему магический шарф, отгоняющий чудовищ. Потом Сусаноо пускает стрелу в поле и велит найти ее, а сам поджигает поле. Оомононуси спасается с помощью заклинания, мышь приносит ему стрелу и т.д. 

В конце концов, Оомононуси, пройдя все испытания, становится хозяином Земли тростниковых равнин. От разных жен у Оомононуси, как говорится в одном из дополнительных повестований «Нихон сёки», родилось 181 божество. Вместе с Сукуна-бикона он строит страну, а затем, когда Аматэрасу посылает бога Такэмикадзути для усмирения страны, Оомононуси вместе с сыновьями, в том числе Котосиронуси, уступают страну «внуку богов» НинигиHd микото. В «Идзумо-фудоки» сюжет об уступке страны имеет такой вид: «Оонамоти, создавший Поднебесную, усмирив восемь земель в Коси, возвратился домой и по прибытии на гору Нагаэ изрек:

«Страну, которую я создал и которой владею и управляю, я хочу передать тебе, потомку богов. Спокойно владей и управляй ею века. Только страну Идзумо, страну, где я нахожусь, откуда поднимаются, клубясь, восьмиярусные облака, окружу я зелеными горами наподобие изгороди, <…> оставлю себе и буду охранять». В мифах Идзумо Оомононуси 一 не местный бог, а создатель земли, культурный герои, научивший людей земледелию, врачеванию, бог земледелия, сеющий семена и т.д.

Под именем Оомоно-нуси почитается в святилище Оомива дзиндзя в преф. Нара (связанные с Оомононуси предания в этом регионе часто представляют Оомононуси в виде змея, духа горы Оомива), главное святилище Оомононуси ― Идзумо тайся. 

Оомононуси был со временем отождествлен с буддийским божеством Дайкокутэн (возможно, по принципу омонимии: «дайкоку» в Дайкокутэн означает «большой, черный»; «оокуни», хоть и значит «большой, страна», будучи прочитано по китайским чтениям, дает то же самое «дайкоку») и стал одним из Семи богов счастья (ситифукудзин).

.