Отсутствие понятия, т.е. логически оформленной мысли о каратэ как о социальном явлении, привело к тому, что сегодня каратэ дают такие определения, которые не соответствуют тому, что есть в действительности.
Чаще всего используется термин «боевое искусство», хотя его использование применительно к тому, что сегодня имеет распространение и отождествляется с карате, просто неуместно. Под боевым искусством в первую очередь понимается военная наука, система знаний о ведении военных действий, постоянная готовность к вооружённым столкновениям. Большинство же традиционно использует этот термин, но вкладывает в него совсем иной смысл, подразумевая специфические движения рук и ног, сопровождаемые сдавленными шипениями или протяжными воплями. Если говорить о каратэ как о восточном боевом искусстве, особенно в современном представлении, то в качестве предмета следует, конечно, видеть не армейские подразделения, а скорее индивидуума, однако это не даёт основания упрощать до примитива значение термина «боевое искусство».
В современном мире традиционное каратэ, как система формирования личности воина, утратило свою актуальность, но как уникальная педагогическая система представляет интерес и сейчас. Сегодня под боевым искусством, на мой взгляд, следует понимать систему формирования личности, как многолетний процесс, в основе которого лежит ежедневная работа, направленная на физическое и интеллектуально-нравственное воспитание в русле избранной специализации. Тело формируется с помощью комплекса мероприятий, направленных на изучение и совершенствование приёмов реального боя. Интеллект — через научные изыскания в области истории, философии и методики предмета, изучение дисциплин, способствующих пониманию процессов формирования мастерства в восточных единоборствах. Нравственное воспитание достигается путём познания общечеловеческих нравственных принципов, понятий греха и добродетели с точки зрения воинской морали. Но то, что мы наблюдаем сегодня повсеместно, ни по значимости, ни по содержанию не соответствует тому понятию, которое вкладывается в термин «боевое искусство каратэ».
Если не брать во внимание крайние проявления, когда за каратэ выдаются особо жестокие способы физического воздействия, такие как выкалывание глаз, отрывание ушей, разрывание рта и т.п., или, как противоположность этому, рафинированные стили оздоровительной направленности, то виды карате, которые сегодня отождествляется с этим искусством, можно условно разделить по целевому назначению на три направления:
1. Физкультурно-массовое каратэ — система физического воспитания, направленная на совершенствование специальных физических качеств и сохранение двигательной активности.
2. Спортивное каратэ — современный вид спортивного единоборства, направленный на формирование навыков ведения спортивной борьбы для достижения первенства в соревнованиях.
3. Боевое единоборство каратэ — специальная или военная дисциплина, направленная на обучение приёмам рукопашного боя для решения боевых задач.
Подобное разделение отображает то, чем сегодня реально занимаются люди, желающие как-то реализоваться в каратэ. Эти три направления деятельности имеют различные социальные назначения, а также методы и формы обучения. Однако большинство людей не видят этих различий и до конца не понимают, чем они занимаются в действительности и к чему должны прийти в результате занятий.
О физкультурно-массовом каратэ.
Я говорил выше — то, чем занимаются подавляющее большинство людей в мире, есть уникальная система физического воспитания, в основе которой заложены двигательные формы, привнесённые из боевого единоборства тодэй. Уникальность её заключается в том, что, формируя тело и осознание причастности к настоящему мужскому делу, она не даёт реальных навыков ведения боя, особенно с вооружённым противником. Более того, эта система даже тормозит развитие некоторых качеств, необходимых для реального единоборства. Кто профессионально связан с настоящей боевой подготовкой, это хорошо знает. Достаточно проанализировать тематические разделы КИХОН, КАТА и КУМИТЭ любого современного стиля каратэ на предмет содержания, логической взаимосвязи и методики обучения, как становится понятна гуманитарная сущность этой системы. Этому есть объяснение — именно эту цель преследовал Ангаки Итосу, модернизируя тодэй.
О спортивном каратэ.
Спортивное каратэ — это продукт нового времени и сегодня является частью спортивного движения, наряду с другими видами спортивных единоборств. Однако в общественном сознании спортивное каратэ отождествляется с реальным боевым единоборством, хотя, по существу, это разные виды деятелыюсти, между которыми нельзя ставить знак равенства, несмотря на некоторую схожесть процессов формирования двигательных навыков. Когда речь идёт о спортивном каратэ, имеется в виду не антагонистическое, строго регламентированное соперничество с использованием унифицированного состава действий. Совсем другая идеология заложена в боевых дисциплинах, где целевая установка направлена на уничтожение или разрушение противника средствами, выходящими за рамки гуманистических законов спорта. Отсюда вытекают и существенные различия в методах и принципах физической, психологической и тактико-технической подготовки в спорте и боевых дисциплинах. Именно это обстоятельство и лежит в основе противоречий современного каратэ и традиционного боевого единоборства. Кроме того, спортивное каратэ едва ли можно включить в состав группы видов спорта, которые называются спортивными единоборствами. Особенно это касается соревнований по ката, а условность выполнения действий в кумитэ ставит под сомнение и этот вид состязаний.
О боевом единоборстве каратэ.
Спортивная версия любой боевой дисциплины теряет своё прикладное значение. Например, тодэй, став физкультурно-массовым каратэ, а затем спортивным, потерял боевую значимость. Боевое единоборство не может быть спортом в полном объёме в силу существующих законов спорта, а любая спортивная версия в силу условностей спорта и особенностей спортивной подготовки не может быть использована для боевой подготовки военнослужащих и спецподразделений. А именно это сегодня наблюдается повсеместно. Боевое единоборство каратэ в современном понимании — это разновидность приёмов рукопашного боя, оформленная на основе изысканных форм, характерных для восточных единоборств и действий, которые приемлемы для решения боевой задачи в русле специализации конкретного боевого подразделения. Таким образом, говоря о боевом единоборстве каратэ, следует подразумевать разновидность рукопашного боя как военной дисциплины. Примерами таких дисциплин могут служить «Прикладное каратэ», которое культивировалось в КГБ СССР, «Оперативное каратэ» кубинского спецназа, наш армейский «Рукопашный бой». Однако данные дисциплины не могут быть спортом в силу своего особого назначения, и любая попытка создать их спортивную версию приведёт к потере прикладной значимости. Важно и то, что спорт предполагает массовость, а любая военная дисциплина имеет определённую степень секретности. Обучающая программа в боевых дисциплинах должна учитывать специфику обучаемого контингента и быть обусловлена задачами, стоящими перед подразделением. Если задачи не определены и не сформулированы, то невозможно логически оформить программу обучения. Кроме того, объём возможных действий настолько велик, что необходим выбор наиболее рационального состава действий согласию поставленным задачам. Обучение же действиям на основе обобщённых принципов — это есть специальная физическая подготовка. Для ясности приведу пример. Задача уничтожить вооружённого противника и задача егo обезоружить средствами рукопашного боя совершенно разные как по смыслу, так и по составу действий. Вторая задача неизмеримо сложнее и требует совершенно иного подхода к обучению, нежели обучение контингента, нацеленного на уничтожение противника. В этом суть различия в подготовке, скажем, армейского спецназа и милицейских спецподразделений.
Возвращаясь к понятию «боевое искусство каратэ», как к системе формирования личности воина, следует сказать, что массовое и спортивное каратэ могут быть использованы в этой системе на начальных этапах обучения как составная часть педагогического процесса, цель которого — овладение навыками реального боя. Если ставится не эта цель, а иная, то система перестаёт быть боевым искусством и становится либо системой интеллектуально-нравственного воспитания, либо физкультурно-спортивного.