Far far away
Far from the countries Vokalia

Самурайские мечи

САМУРАЙСКИЕ МЕЧИ (ЯП. 侍, МЕЧ ЯП. 武士)

 

C давних времен самурайский меч служит символом духа самураев, благодаря изяществу формы и поразительной остроте режущего края самурайские мечи высоко ценят коллекционеры всего мира. В Японии насчитывалось множество мастеров, создававших клинки непревзойденного качества и красоты, однако в эпоху битв самураи не гнались за совершенством формы своего оружия. В бою меч считался оборонительным оружием.

До начала периода Хэйан существовало два вида самурайских мечей: тати и цуруги. Название первого произошло, вероятно, от слова «тацу» — «резать», а второго — от «цурануки», или «наносить удар». Последние, изготовленные по образцу китайских, имели прямой обоюдоострый клинок, в то время как у тати режущим был только один край. В период Хэйан лезвие тати делали слегка изогнутым у рукояти для удобства всадников. Когда самураи в доспехах о-ёрои сражались на мечах, сидя в седле, они могли наносить лишь диагональные удары, а вертикальным препятствовали фукшаэси шлема. Пешим воинам тоже приходилось довольствоваться только поперечными режущими ударами. В любом случае самурай не мог ни рассечь доспехи врага, ни прикончить его.

С конца периода Камакура до периода Муромати (XIV в.) самурайский меч постепенно начал приобретать одинаковый изгиб по всей длине клинка. Отчасти это объяснялось тем, что теперь самураи держали меч обеими руками. Удары получались более мощными, опытным воинам даже удавалось разрубать шлем противника. С переходом на двуручный захват и отказом от самурайских доспехов о-ёрои в пользу до-мару началась эпоха популярности длинного «полевого меча» — подати. Впервые примененный в бою в период Нанбокутё (1336-1392), длиной он превосходил рост самурая. Подати давал возможность наносить смертельные удары в поединках, был эффективен в бою с всадниками: этим мечом рубили ноги лошадям. Такой длинный клинок самурай не мог вынуть из ножен самостоятельно, поэтому меч носил оруженосец и он же придерживал ножны, когда самураю требовалось вытянуть из них меч.

Между тем японские кузнецы совершенствовали особый метод закалки клинков, благодаря которому те становились бритвенно-острыми и в то же время прочными. «Мягкую» внутреннюю полосу стали они оковывали более твердой, а затем нагревали получившуюся полосу меча, ковали и многократно закаливали. При этом лезвие приобретало неслыханную для того времени остроту и в то же время сохраняло некоторую гибкость, поэтому при сильных ударах меч гнулся, но не ломался. Сплавление разных видов стали создавало на поверхности отполированного лезвия сложные и красивые узоры.

.