Являются ли эти изделия «поддельными» или «копиями», зависит от степени использования оригинальных компонентов.
Печально, что в настоящее время растет число копий военных мечей. Они варьируются по качеству -от продукции, сделанной с полным пренебрежением к деталям и снабженной гладкими клинками из одного куска стали, до высококачественных образцов с плакированными клинками. Они распознаются по неточностям в деталях, лакированной гарнитуре, имитации самэ, плохому качеству обмотки рукояти, а также по отсутствию следов износа и бросающейся в глаза «новизне». У коллекционеров с годами вырабатывается особое чувство «несоответствия», возникающее от общего впечатления от изделия.
Необходимо учитывать фактор износа, особенно обращая внимание на следы пятен от пота, а также стертость, во-первых, основания оковки ножен (исидзукэ), появляющуюся от ударов и волочения по земле, и, во-вторых, обоймицы (аси), где она образуется от постоянного соприкосновения с болтающимся кольцом для подвешивания. Кроме того, следует проверить наличие специфической голубовато-зеленой патины (ярь-медянка) на латунных и медных элементах, усыхание дерева и ржавчину на хвостовике, которая по возрасту должна соизмеряться с военным временем (как минимум, 50 лет), если, конечно, меч настоящий. На оружейной ярмарке нам попалась хорошая копия син-гунто испанского производства, которая для одурачивания коллекционера была снабжена настоящим темляком младшего армейского офицера. Также имеют хождение копии армейских ремней из коричневой кожи и пасовых ремешков, сделанных в Японии. Встречаются гладкие и плетеные ремешки, но обычно у них нет крючков, и они не такие прочные, как настоящие. Мы советуем коллекционеру принять во внимание все вышеназванные факторы и не покупать меч, если возникают сомнения.
На оружейных ярмарках, на рынках и в каталогах встречаются различные виды репродуцированного холодного оружия. Большая часть изделий произведена в Пакистане, Индии, Испании, Японии и Великобритании.
1) Кю-гунто армейских старших офицеров. Детали прибора переданы точно, но у латунной рукояти эффект «лакировки», а декор планки спинки рукояти сделан не так качественно, как у оригиналов. Рукоять гладкая, покрытая материалом, похожим на самэ, окрашена в черный, белый или светло-оранжевый цвет. Клинок с долом машинного производства является воспроизведением образца, предназначенного для сержантского син-гунто. Якиба на нем отсутствует. Кроме того, поверхность клинка часто сильно засалена и загрязнена, чтобы помешать тщательному изучению. Рукоять крепится к хвостовику латунным штифгом или болтом.
2) Армейский офицерский син-гунто. Встречается несколько типов, отличающихся по качеству: от очень плохого до очень хорошего. Детали приборов, а также методы и типы обмотки рукояти, варьируются. Клинки в форме синоги-дзукури большей частью хромированные и имеют наведенное травлением кислотой закаленное лезвие (якиба). Существуют ли какие-нибудь отметки на хвостовиках, неизвестно. Сохранность, как правило, хорошая. Они, сверкают, «как новенькие», своей обильно позолоченной гарнитурой. Одна из разновидностей подобных репродукций имеет посеребренные ножны с колпачком вместо положенной син-гунто оковки (исидзукэ).
3) Армейский сержантский син-гунто с алюминиевой рукоятью. У одних изделий — плохое качество деталей, зато у других — столь высокий уровень исполнения, что их трудно отличить от оригиналов. На них иногда воспроизводятся даже арсенальные штампы, хотя и не такие четкие, как на подлинных образцах. Клинки с отметками арсенала Нагоя проштампованы неверно, так как нумерация читается параллельно долу. К другим отличительным признакам копий относятся новенькая, блестящая окраска поверхности ножен (красочный слой местами выщерблен для создания эффекта потрепанности), незаточенные клинки (иногда заостренные напильником), отсутствие износа на свежеокрашенной оковке и далеко отстоящие друг от друга цифры номера.
4) Низкокачественные репродукции испанского производства различных образцов мечей, часто встречающиеся в магазинах испанских сувениров, не способны обмануть даже новичка. Среди них бывают и копии морских кортиков с ножнами, покрытыми грубой черной кожей, и посеребренным прибором. Одна японская компания в Токио рекламирует мечи гражданских и военных образцов, но при этом не упоминает о том, что предлагает копии. В ее каталоге за 1987 г. иллюстрируются кай-гунто, син-гунто, армейские и морские парадные сабли, кортики с кожаными или шагреневыми ножнами, а также три ремня. Все приборы из позолоченной латуни и очень блестят.
Эта же компания выставляет на продажу новые темляки для морских кю-гунто, а также темляки армейских син-гунто для младших и старших офицеров. В каталоге представлен и генеральский образец, тесьма и кисти которого почему-то светло-коричневые и желтые. Эта цветовая схема полностью отличается от оригинальной версии генеральского син-гунто.
Современные темляки сделаны из таких же материалов и с теми же видами плетения, как и оригинальные, но ремешки кажутся тоньше и производят впечатление мягких. У темляка морского кю-гунто узел в форме барабана украшен более крупным зигзагообразным узором, чем тот, который встречается на подлинниках, а шнуры очень жесткие, как будто металлические. Даже в 1987 г. заявленные в рекламах цены на эти копии были значительно выше, чем на оригиналы таких мечей на Западе.
Встречаются кай-гунто с клинками из нержавеющей стали и гарнитурой, включающей некоторые настоящие детали, приобретенные в Японии. Такие клинки могут быть искусственно состарены или подпорчены «окуриванием» рукояти, протиранием шнуров обмотки или нанесением отметок на ножны. Являются ли эти изделия «поддельными» или «копиями», зависит от степени использования оригинальных компонентов.