Far far away
Far from the countries Vokalia

Клинки для мечей офицеров Армии Обороны

По качеству эти клинки, наверное, различались, но большинство из них были тяжелыми и довольно грубой работы.

 

Клинки для мечей офицеров Армии Обороны Явы изготавливались оружейниками Семаранга на острове Ява, хотя по какому образцу или образцам (если там, конечно, существовала армейская регламентация этого вида оружия) их делали, установить не удалось". На наш взгляд, достаточно достоверными являются сведения о том, что офицерам разрешалось носить мечи с клинками и прибором индонезийского производства, которые тем не менее могли основываться на японских моделях. Однако иметь клинки, сделанные в Японии, им не позволялось. 

По качеству эти клинки, наверное, различались, но большинство из них были тяжелыми и довольно грубой работы. Для них характерны закругленный обух и округлый кончик хвостовика, отсутствие декоративных отметок напильника на хвостовике, длинное острие (киссаки) и грубый хаба-ки (часто без выровненной внутри маленькой секции, приходящейся на область лезвия). Очевидно, чтобы избежать позора сдачи мечей целиком, многие офицеры в конце войны отламывали острие, поместив клинок между двух камней. Потом, в послевоенной Индонезии оказалось много несбалансированных вакидзаси с заново выпиленными остриями, лишенными ёкотэ (линия, отделяющая область острия от остальной части клинка). 

Живущему ныне на Яве Юкио Ямагути говорили, что индонезийцы из-за нехватки оружия продолжали выпуск мечей в японском стиле на западе острова в Бандунге и после капитуляции Японии.

Был обследован меч корейского офицера, погибшего в корейской войне 1950-1953 гг. Это -копия син-гунто в кожаных полевых ножнах с наружным латунным обручем обоймицы. Рукоять обмотана на японский манер, но, вместо тесьмы использована лакированная кожа, и мэнуки (декоративные накладки) отсутствуют. Цуба и кабу-то-ганэ (набалдашник) очень плохого качества копии соответствующих элементов оправы син-гунто, выполненных в технике литья. Сарутэ (петля для темляка) из медной проволоки. На штампованной фути (муфта рукояти) с двух сторон имеется рельефное изображение листьев. Клинок из одного куска стали заточен напильником. На одной стороне клинка около тонкого латунного хабаки виден штамп из четырех неидентифици-рованных иероглифов (корейских?). Найдена также похожая версия вакидзаси

Состояние и степень износа определенно согласуются с использованием меча в Корейской войне. Столь же высока вероятность, что он относится к выпуску периода Второй мировой войны. Мечи, выполненные в этом стиле, обнаружены и в Китае. Остается открытым вопрос, является ли подобный образец продукцией местного производства, предназначенной для корейцев, которые служили под японским командованием во время Второй мировой войны, или же он был на вооружении корейцев (и китайцев) в Корейской войне. Также не исключена возможность, что это не более чем репродукция.

Достаточно непросто различить мечи «коллаборационистов», образцы экстренного выпуска и подделки. Четких критериев, увы, нет, так как многие мечи коллаборационистов создавались не по установленному образцу, а производились в местных условиях, базируясь на проекте син-гунто. Прибор мог быть грубой отливкой, доработанной вручную, или же вполне приемлемого качества, если предназначался для мечей официальной экипировки. Клинки ковались на местах вручную или машинным способом в форме синоги-дзукури и не имели закаленного края (якиба). Обмотка рукояти часто отсутствует, так что при атрибуции невозможно делать определенные выводы, основываясь на использованном материале или на мастерстве обвязывания, например, в тех случаях, когда имеются мэнуки (декоративные накладки). Однако на одном экземпляре с декоративными накладками (мэнуки) син-гунто обмотка рукояти типично японская. Полевые ножны из коричневой кожи, как правило, имеют желтовато-коричневый оттенок дубленой кожи, так как это — самый простой способ изготовления кожаных покрытий. 

Возможно, единственным критерием оценки этих мечей является их возраст и качество. Что если меч только кажется 50-летним по возрасту! Достаточно ли плох или, наоборот, достаточно ли хорош для этого его прибор? К сожалению, здесь необходимо самому все проанализировать. 

Встречаются образцы темляков син-гунто различной окраски, некоторые прикреплены к обычным син-гунто японского производства (но, возможно, они были добавлены и после войны). Тем не менее кажется, что ряд из них относится к военному времени. Ремешки шире, чем обычно, и достигают 12,5 мм. Они изготовлены их тесьмы или нечистого шелка, и у них иное ткацкое переплетение, чем у обычных японских. 

 

Сочетания цветов следующие: темно-бордовые и синие ремешки, темно-бордовые и синие кисти; темно-бордовые и красные ремешки, темно-бордовые и красные кисти; зеленые и синие ремешки, зеленые и синие кисти; зеленые и желтые ремешки, зеленые и желтые кисти. Возможно, существовали и другие комбинации. Очевидно, они являются обозначением рангов, но система и порядок расположения по чинам не установлены так же, как и страна происхождения. Наиболее вероятно, что это была Индонезия, точнее — Ява. 

 

Имеется один неидентифицированный темляк в стиле син-гунто, очень напоминающий по плетению японский образец, правда, сделанный немного грубее. Ремешки снаружи красно-коричневые, а с оборотной стороны белые, обрамленные (преднамеренно?) красно-коричневыми полосками. Кисти по расцветке ближе к красно-коричневым, как и скользящий зажим, который украшен идущими по диагонали белыми нитками. Ширина ремешка 10 мм. Темляк был приобретен отдельно, хотя, по общему мнению, был снят продавцом с син-гунто.

.