Техники айкидо изначально создавались путем введения техники невооруженной руки в риаи (применения) техники меча.
Мастер Уэсиба занимался не только реформацией техники меча, но и «джо-джит-су» (заменив ею «со-джитсу»). То есть он перерубил копье пополам, посчитав, что «копье слишком длинное для применения в современных условиях». Таково, вероятно, было происхождение джо.
Хотя ката под названием «санджу-ичи но джо» входит в учебные программы многих додзе, она не является наследием традиционных боевых искусств. Эта ката представляет собой набор движений, которые выполнял Мастер Уэсиба, рассматривая собственную тень как противника, атакующего с различных направлений. Соответственно, эта ката не могла иметь фиксированного вида.
Поскольку для облегчения запоминания каждое движение нумеровалось и эта ката состояла из 31 движения, она стала называться «санджу-ичи но джо» (31 движение с джо).
Применив техники меча из традиционных боевых искусств, на основе «санджу-ичи но джо» я создал ката куми-джо. В техники «куми-джо», или палки против меча (каждый вид жесткого и мягкого стилей включает в себя четыре техники), и «джо-ай», или палки против палки (каждый вид мягкого стиля включает в себя пять техник). В этих техниках немного используются «енкен-но-ри», или круговые движения техник меча. Если вы будете заниматься ими, то выучите круговые движения, подобные движениям китайских боевых искусств (тай-цзы-цюань).
Ката представляет собой обусловленную серию оборонительных и атакующих движений, но сам Мастер Уэсиба очень не любил это слово. Возможно, все дело в том, что он не хотел, чтобы его айкидо считалось набором фиксированных техник. Вероятно, он хотел подчеркнуть, что в айкидо существует неисчислимое количество вариаций.
Однако я бы хотел доказать, что если регулярно выполнять ката и заниматься айкидо на основе ката, можно постоянно повышать свой технический уровень. Я не думаю, что кроме занятий ката существует какой-либо иной способ быстро развить функциональные способы тела (скорость, силу, концентрацию сознания) и овладеть техниками. Если учитель каждый раз будет доказывать какое-либо действие по-новому, новичкам окажется лишком сложно овладеть им. Вариации ката не преподаются втайне, любой может изучить их, когда они сопровождаются достаточно полным комментарием.
Всего через несколько лет занятий ката вы сможете двигаться легко и свободно. Ощутив ритм ката, вы сможете использовать их в техниках. Когда ваш партнер по тренировке будет противостоять вам с бамбуковым мечом, вам достаточно будет просто передвигаться, не пользуясь техниками. Я считаю, что не следует торопиться, нужно отрабатывать техники постепенно, занимаясь с деревянным мечом. И я надеюсь, что вы сами убедитесь, что каждая техника меча или джо предполагает множество вариантов.
Техники оружия и боевых искусств могут несколько отличаться от техник тела, в первую очередь такими факторами, как охват оружия, дистанция, дыхание и работа ног. Я бы предложил инструкторам джиу-джитсу изучать техники меча, а изучающим кендо знакомиться с джиу-джитсу и джо-джитсу. Внимательное наблюдение и изучение различных боевых искусств, особенно традиционных стилей, поможет вам глубже понять их суть. Отдельно следует отметить, что движения ног в современных будо не могут использоваться в традиционных боевых искусствах.
Любой новичок в будо легко сможет освоить технику владения мечом или джо за срок от шести месяцев до года, доказав тем самым высокую эффективность занятий ката. Ката «джо-ай» как способ применения джо подобно техникам джиу-джитсу. Она включает в себя две техники, «удар и возврат», выполняемые последовательно. То есть это действие, направленное «вперед» и «назад». Его можно назвать просто «поворотной техникой». Хотя передняя техника вряд ли напоминает поворотную, в действительности же первая включает в себя последнюю. Параллельные занятия техниками оружия и тела взаимно обогатят друг друга, компенсируя свойственные каждой из них недостатки. Люди, занимающиеся только техниками тела, не знают, как пользоваться оружием, и ничего не могут противопоставить скорости движения оружия. С другой стороны, те, кто знаком только с техниками оружия, ощущают недостаток устойчивости, которая достигается занятиями с техниками тела. Изучая одновременно оба вида техник, вы сможете компенсировать перечисленные выше недостатки.
Отбор оружия
Отбором оружия называется техника, при помощи которой можно отобрать оружие у атакующего. Она существует уже продолжительное время под названием «даттохо» (способ отбора меча).
Ягю Секишусаи из Ягю Шинкаге-рю знаменит тем, что изобрел «мутодори» (технику отбора меча) и получил патент на это изобретение. Так как Морихей Уэсиба имел лицензию джиу-джитсу Ягю-ро школы Гото, он, вероятно, унаследовал идею отбора меча у Ягю-рю. Возможно, он разработал «отбор джо» самостоятельно. Когда вы в совершенстве овладеваете одной техникой, вам не составит труда переносить ее принципы на другие.
Полезно сначала овладеть такими техниками использования оружия, как куми-джо и джо-ай, а затем изучать технику отбора меча. В настоящей книге эта техника просто включена в техническую классификацию, и читатели могут изучать ее самостоятельно, как это сделал Камиизуми-Исеноками, основатель Шинкагерю. Я считаю, что техника отбора копья, короткого меча и дубины существовала в Китае еще в глубокой древности.