Японские специалисты, дотошно изучающие историю возникновения и развития сумо, небезосновательно полагают, что сумо зародилось на Японских островах не менее 2 тысяч лет тому назад.
История сумо
Исторические корни борьбы сумо чрезвычайно глубоки. Среди японских мифов и легенд есть немало сказаний, связанных с сумо. Так, в древнейших японских летописях "Кодзики" говорится о том, что в борцовском поединке определился правитель страны Идзумо (древнее название Японии), а в других древних японских свитках — "Нихонсёки"— описывается поединок перед императором в дни празднеств ( благодарений богам за богатый урожай) между двумя знаменитыми воинами того времени. Победитель этого поединка — Номиносукунэ — был обожествлен и почитается в Японии как родоначальник сумо. Относящиеся к III — VI вв. н. э., археологические находки с изображениями борцов, рефери и зрителей свидетельствуют о широком распространении борьбы сумо и превращении его в зрелище в современном понимании этого слова. Как зрелищное мероприятие сумо в течение веков претерпевало значительные изменения.
В раннем средневековье турниры по сумо были неотъемлемой частью придворных празднеств. В эти годы складываются турнирный ритуал, правила борьбы и система судейства, которые почти в неизменном виде дошли до наших дней. Ринга (дохё), правда, тогда не было — схватки проходили на открытой глинобитной площадке, поэтому победителем становился тот, кто опрокидывал соперника на землю. В период феодальной раздробленности, когда усиливается воинское сословие — буси, сумо широко распространяется как вид прикладного боевого искусства, средство воспитания духа и тела воинов-самураев, и поединки сумотори становятся составной частью регулярных рыцарских турниров наряду с состязаниями конных лучников. Рыцарское сумо было предтечей современного профессионального сумо.
Наряду с прикладным, воинским видом этой борьбы по всей стране широко распространяется "народное" сумо. Турниры по сумо, посвященные сбору урожая, началу строительства или открытию нового моста, проводятся во всех уголках Японии. В них принимают участие крестьяне, ремесленники, торговцы и другие простолюдины. Поединки часто проходили прямо на улицах и площадях городов и поселков и собирали несметные толпы зевак. Ни дохё, ни рефери, ни ритуального одеяния борцов на таких поединках не было. Победитель выявлялся самым демократическим путем — им становился тот, кто заваливал соперника на землю или выпихивал его в толпу зрителей.
"Золотым веком" в становлении и развитии сумо по праву считают эпоху Эдо (1703 — 1868 гг.). Особенно бурно в этот период распространяется "народное" сумо. Поединки и массовые турниры по сумо регулярно проводили крестьянские общины, сообщества ремесленников и торговцев. При этом всячески поощрялись также рыцарские "благотворительные" ритуальные турниры по сумо, во время которых собирались пожертвования на строительство храмов, дорог, мостов.
В это же время появляются специальные площадки для проведения турниров. Они были поначалу квадратными, позже внутри площадки мешками с землей стали выгораживать круг, в котором и проходил поединок. Таким образом родилось дохё, придавшее древней борьбе особую зрелищ-ность и эмоциональную окраску. Совершенствуются правила борьбы, регламент и ритуал турниров, утверждается система судейства. С конца XVII в. турниры профессиональных рикиси (басе) стали проводиться регулярно. Став неотъемлемой частью жизни японского народа, борьба сумо оказало серьезное влияние на культуру и искусство страны. Появляются литературные произведения, в которых в ле-тописно-репортажном стиле описываются турниры по борьбе сумо, в традиционном японском театре Кабуки идут спектакли, где главными действующими лицами являются популярные рикиси. В ныне всемирно известной цветной японской гравюре укиё-э сложился даже самостоятельный жанр — сумо-э — цветные гравюрные портреты борцов (любимцев публики) или картинки-зарисовки жарких поединков сумо. После реставрации Мэйдзи (1868 г.) под влиянием общей демократизации был внесен ряд прогрессивных поправок в турнирный регламент. Так, с 1873 г. на турниры по сумо разрешили допускать женщин-зрительниц, которые сразу стали яростными болельщицами.
В 1909 г. в Токио, в районе Рёгоку, был построен Дворец сумо — Кокугикан, новое здание которого в настоящее время является Меккой современного сумо. В нем расположена штаб-квартира Ассоциации сумо Японии, Музей сумо, проводятся все токийские басе, а также наиболее значительные соревнования любителей, включая чемпионаты мира. Окончательное оформление действующих в настоящее время правил состоялось в 1928 г.: на дохё стали наносить две белые стартовые линии — сикирисэн, диаметр круга был расширен до 4,55 м, а количество судей увеличено до 6 человек. Турниры благодаря этим нововведениям стали проходить более динамично и зрелищно. С 1947 г. число басе было увеличено до 6 и их стали проводить не только в Токио, но также в Осака, Нагоя и Фукуо-ка.
Игры сумо
В современной Японии сумо — это больше, чем просто вид спорта. Это широкое народное движение, в котором принимают участие десятки миллионов японцев. Чтобы понять масштабы этого движения, достаточно привести несколько фактов. В Японии ежегодно проходит 48 национальных турниров сумоистов-любителей, регулярно, проводятся соревнования школьников по разным возрастным категориям — от 6 до 18 лет, первенства университетов, турниры ветеранов и игры сумо и пр. Общее количество состязаний сумоистов-непрофессионалов, проводимых в течение года, достигает 3000. Федерация сумо Японии, объединяющая миллионы су-мотори-любителей, является самой массовой и наиболее активной любительской спортивной организацией в стране. Сияющая вершина этого движения — сумо профессиональное, или одзумо ("Большое сумо"). Словечко это в последние годы становится таким же интернациональным, как "сакэ" или "гейша". А понятие — сродни московскому Большому театру или парижскому "Гранд-опера".
Одзумо подразделяется на 6 дивизионов. В высшем дивизионе (макуути) борцы имеют ранги вроде спортивных разрядов, высший из которых — ёкодзуна — дается пожизненно, остальные — одзэки, сэкивакэ, комусуби и маэгасира — завоевываются и подтверждаются борцами в ходе турниров примерно так же, как определяется рейтинг-лист у профессиональных теннисистов. Далее по нисходящей следуют дивизионы: дзюрё, макуси-та, сандаммэ, дзёнидан и дзёнокути. Басе (турниры) проходят по довольно сложной схеме, при которой устроители стараются свести на дохе приблизительно равных по выступлениям в предыдущих турах соперников. При положительном балансе побед и поражений рейтинг борца повышается, а при отрицательном, соответственно, понижается. Каждый борец в ходе басё и дивизионах макуути и дзюрё проводит 15 схваток, а в остальных — 7.
Ассоциация сумо Японии, возглавляющая и направляющая всю жизнедеятельность одзумо, — это великолепно отлаженная коммерческая структура, оборот которой составляет многие миллиарды иен (в долларовом исчислении — сотни миллионов). Рикиси, борющиеся в четырех низших дивизионах, а всего их около 700 человек, получают деньги только за участие в турнирах и за победу в своем дивизионе. В макуути и дзюрё, высших дивизионах, выступают 66 рикиси (40 и 26 соответственно), которых именуют сэкитори. Они получают ежемесячную зарплату, помимо различных призовых, денег от спонсоров, клубов поддержки и т.д. Чем выше дивизион, в котором выступает борец, чем более высокий титул он имеет, тем выше его призовые и спонсорские вознаграждения. Сэкитори в Японии относятся к категории очень состоятельных людей, а те, кто выступает в макуути, зарабатывают не меньше звезд НХЛ или профессиональных теннисистов из первой десятки. По статистике, однако, лишь одному из десяти рикиси удается стать сэкитори.
Новая волна
Революционное значение имело появление в одзумо иностранцев — сначала латиноамериканцев японского происхождения, позже гавайцев и монголов, которые, добившись громких успехов, привнесли в понимание древней борьбы много нового. С середины 60-х годов Ассоциация сумо Японии в целях пропаганды одзумо начала регулярно проводить показательные зарубежные выступления, причем первые гастроли японских рикиси состоялись в 1965 г. в Москве. Многотысячные аудитории такие выступления собирают повсюду, где бы они не проводились — в Нью-Йорке и Париже, Вене и Лондоне. Активная деятельность по популяризации сумо с привлечением телевидения и других средств массовой информации принесла свои плоды. Древнейшим японским видом единоборства увлеклись спортсмены-борцы во многих странах мира. В конце 80-х годов в некоторых странах Европы, Азии, Америки начали проводить национальные турниры по спортивному (любительскому) сумо. Перспективы у спортивного сумо, прямо скажем, интересные, олимпийские. За время существования Международной федерации сумо число ее членов возросло с 25 до 78 стран. Этот вид спортивного единоборства признан Международным олимпийским комитетом, и не за горами тот день, когда спортивное сумо будет включено в программу Олимпиад. После непродолжительной "разминки" свои первые шаги как самостоятельный вид спорта сумо начинает и в России. В 1998 г. была создана Федерация сумо России, а в ноябре того же года был проведен первый национальный чемпионат. Федерации сумо действуют в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске и других крупнейших городах нашей страны.
"Разминка", надо сказать, была очень динамичной и активной. Секция сумо, действовавшая при Российской федерации дзюдо с 1992 г., принимала активное участие в создании в 1992 г. Международной федерации сумо и в 1995 г. — Европейского союза сумо. Российские спортсмены выступали на чемпионатах мира и Европы и занимали там далеко не последние места. Так, в 1993 году команда российских сумо-истов в составе Рафата Шафеева, Эдуарда Кузнецова и Ха-биля Бекташева заняла 3-е место в командных схватках на Втором чемпионате мира, проводимом в Японии, уступив лишь хозяевам. Хабиль Бекташев в тяжелой весовой категории (свыше 115 кг) затем и на 3-м мировом первенстве в абсолютной категории был удостоен бронзовых медалей. На Четвертом чемпионате мира в 1995 году Евгений Слепцов стал серебряным призером в средней весовой категории. А на Пятом чемпионате в 1996 г. в категории до 85 кг (легкий вес) серебряную медаль завоевал Валерий Бакашов. Подразделение на весовые категории принято только в любительском спортивном сумо. В профессиональном большом сумо деление на категории отсутствует. Может быть, поэтому среди неискушенной публики бытует мнение, что сумоисты — это 200-килограммовые неповоротливые туши, которые на потеху зевакам толкаются в маленьком круге, и побеждает тот, у кого на десяток кг побольше. На самом деле сумо — это динамичный, эмоционально окрашенный поединок (схватка длится в среднем не более 30 сек.) больших, сильных и красивых парней. Из трех составляющих сумо — син—ги—тай (дух — техника — тело) во все времена более всего ценились первые две. Великие чемпионы последних десятилетий при росте 180 — 190 см в лучшие свои годы весили не более 130 кг. Побеждают такие красавцы атлеты красиво и элегантно 160- и даже 200-килограммовых борцов за счет техники, бойцовского духа и интеллекта, приводя в неописуемый восторг миллионы болельщиков в Японии и во всем мире. Не за горами то время, когда своим мастерством и силой духа будут радовать болельщиков российские спортсмены-сумоисты.