Far far away
Far from the countries Vokalia

Будда — Gautama Buddha

Сиддхартха Гаутама (Будда) ( санскрит : सिद्धार्थ गौतम ) духовный учитель из древней Индии, на чьем учении основан буддизм.

 

В легенде о Будде в художественной форме переданы основные положения учения самого буддизма. Прежде всего она раскрывает тесную связь первой по времени своего возникновения мировой религии с теми представлениями, которые были характерны для подавляющего большинства национальных индийских религий. Важнейшим из этих представлений была вера в «переселение душ» или «перевоплощение».

Во многих первобытных религиях существует представление о том, что душа умершего, постранствовав некоторое время в каких-то других мирах, возвращается на землю и вселяется в тело его родственника или потомка. В силу ряда причин эти первобытно-религиозные представления получили развитие и в древней религии индийцев (в «ведической религии», а вслед за ней — позже — в брахманизме). Брахманисты верили, что каждое живое существо после смерти продолжает свою «новую жизнь» в виде какого-либо другого существа, Форма возрождения зависит, в первую очередь, от тех обрядов и жертв, которые живое существо, воплотившись в человека определенного сословия (варны), совершало в соответствии с указаниями жрецов (брахманов). Высшей наградой, которую может заслужить человек, является прекращение перерождений и слияние с верховным божеством — Брахмой.

Легенда о Будде исходит из этой же предпосылки. В «чувственном мире» — «сансаре» живые существа не исчезают после смерти, а перевоплощаются в другие. Одно из существ — грядущий Будда прошел через бесконечное множество этих перевоплощений. Он побывал в своих прежних перерождениях двенадцать раз шудрой, т. е. представителем самого низшего сословия древней Индии; десять раз пастухом, два раза погонщиком слонов, по разу каменщиком, резчиком, танцовщиком и др. Из этого учения буддийское духовенство делает вывод о равенстве всех людей. Ведь Будда воплощался в самых низких из них, самых простых и незнатных. Наряду с этими «неблагоприятными» формами возрождения, он воплощался и в царей, раджей, отшельников, брахманов и богов.

Для своего последнего перерождения грядущий Будда избрал семью правителя племени шакиев, жившего в среднем течении Ганга на территории, входящей в настоящее время частично в состав юга Непала, частично— индийских штатов Уттар-Прадеж и Бихар. Правитель племени — Шуддходана — принадлежал к знатному клану (роду) Готама, от которого и происходит родовое имя его сына, чаще произносимое как Гаутама. Шуддходана был женат на Майе, или Махамайе («Великой Майе»). Майя увидела однажды во сне, что ей в бок вошел белый слон. Почувствовав себя бере-менной, она отправилась из столицы Капилавасту в дом своих родителей, в местечко Девадаха, чтоб там произвести на свет своего первенца. Однако по пути, в деревне Лумбини (Румминдей), которая расположена теперь на территории Непала, в 10 километрах к северу от индийской границы, у Майи появился младенец. Родился он не обычным путем, а вышел из бока матери, когда она стояла в роще между двумя цветущими вековыми деревьями. Это было в день полнолуния месяца вайшакха (май), священной с тех пор для буддистов даты, известной под названием «пурнима».

Буддисты разных стран не имеют единого мнения относительно года рождения Будды, так как пользуются различными системами летосчисления. Обычно считается что Будда жил в VI в. до н. э. Недавно весь буддийский мир отметил 2500 лет существования буддизма. Для этого был избран день пурнима 1956 года. Крупнейший знаток истории философии и религии Индии С. Радхакришнан прямо говорит об условности этой даты. «Хотя различные школы и направления буддизма,— пишет он,— имеют свои независимые системы хронологии, они условились считать день полнолуния мая 1956 года 2500 годовщиной великой кончины Гаутамы Будды».

Так как считается, что Будда прожил 80 лет, год его рождения в соответствии с этой условно принятой датой смерти приходится на 624 г. до н. э. Однако необходимо еще раз подчеркнуть, что никаких подлинно исторических фактов, позволяющих с несомненностью установить время жизни Будды, нет. Рождение Будды, согласно легендам, сопровождалось множеством чудесных явлений, свидетельствовавших о приходе на землю великого существа. Сам младенец сразу после появления на свет сделал семь шагов и издал клич, который услышали все боги вселенной. Они явились к новорожденному и поднесли ему подарки.

Майя с младенцем была доставлена в Капилавасту, во дворец Шуддходаны. Находившийся в это время во дворце старый мудрец Асита пожелал увидеть младенца. Заметив на теле новорожденного «черты величия», Асита засмеялся и заплакал. «Я смеюсь,— сказал он,— от радости, что спаситель явился на землю, и плачу от того, что мне не выпадет счастья жить достаточно долго, чтобы видеть свершение им своего подвига».

Младенца нарекли Сиддхартхой, что значит «выполнивший свое назначение». Во время празднования рождения принца, на седьмой день после родов, Майя скончалась. Заботы о мальчике взяла на себя сестра покойной Махапраджапати Гаутами, ставшая его мачехой. Отец Гаутамы, помня о пророчестве Аситы, был против того, чтобы принц посвятил себя служению религии. Он окружил Сиддхартху роскошью, дал ему блестящее светское образование. Молодой принц поражал всех исключительными способностями, умом, силой и ловкостью. В беседах с мудрецами он легко брал над ними верх. Он пробивал стрелой множество поставленных друг за другом барабанов. А когда однажды во двор забежал бешеный бык, царевич, схватив быка за хвост, перебросил его через ограду.

Достигнув совершеннолетия, Сиддхартха женился на молодой красавице из того же клана Готама — Ясодхаре, которая вскоре подарила ему сына. По желанию деда его назвали Рахулой, что означает «препятствие». Но и сын не мог удержать Гаутаму, как не смогла удержать его полная радостей и развлечений светская жизнь. Четыре случайные встречи разрушили иллюзию благополучия, созданную для него отцом, и толкнули на свершение жизненного «подвига».

Как-то проезжая по городу в окружении поющих и танцующих девушек, Сиддхартха увидел больного, старика, согбенного годами, погребальную колесницу, а так-же погруженного в глубокое раздумье аскета. Горькая правда о неизбежности страданий проникла в сознание царевича. И, несмотря на свою любовь к жене и ребенку, он в ту же ночь тайком покинул дом, сбросил в лесу царские одежды, обрезал мечом волосы и стал аскетом.

Сначала грядущий Будда сделался учеником брахмана Адары Каламы, позднее — Удраки Рамапутры. Он усвоил все, чему они учили, но не продвинулся на пути к истине. Тогда, поселившись в лесу, расположенном в живописной местности близ нынешнего местечка Бодх-Гайя, он предался суровому аскетизму и различным способам умерщвления плоти. Шесть лет такой жизни превратили Гаутаму в живой скелет, но не помогли ему овладеть высшей мудростью. Только тогда, когда он понял, что ни ложные поучения брахманов, ни подавление нормальных функций тела не могут раскрыть путь к спасению, настал день «бодхи», или «великого прозрения». Это был также день майского полнолуния, день пурнима. Поев пищи, принесенной Суятой — дочерью богатого купца, почитательницей отшельника, и умывшись, Гаутама сел на берегу Ниранджаны на охапку свежей травы в тени «священного» дерева баньяна. Погрузившись в глубокое раздумье, он принял следующее решение: «Кожа, мышцы и кости могут высохнуть, мои мясо и кровь могут высохнуть в моем теле, но до достижения полного прозрения я не покину этого места».

Бог зла Мара попытался помешать осуществлению этого решения. Он вызвал чудовищную грозу, надеясь запугать Гаутаму. Но все метательные снаряды, направленные Марой в Сиддхартху, обращались в цветы. Мара пытался соблазнить Гаутаму перспективой возрождения на небесах, но тот был тверд в своем намерении открыть путь спасения людям.

В течение ночи Гаутама постиг путем озарения сущность бытия, важнейшие движущие его законы и способ спасения. В эту ночь он стал Буддой. Четыре недели провел он в размышлении под деревом, получившим впоследствии название «дерева бодхи», или «дерева прозрения». Потом тронулся в путь. На его пути оказались новые препятствия. Дочери Мары, принявшие вид прелестных женщин, пытались обольстить его своими чарами. Но он оставался непоколебим. Дочери вернулись к своему отцу, ничего не добившись. Вскоре Будда встретил двух купцов — Тапуссу и Бхаллику, которые дали ему немного ячменя и меда. Эти купцы стали первыми его «мирскими» почитателями.

Но сомнения не оставили Будду: поймут ли его люди, погруженные в похоть и ненависть? Следует ли проповедовать путь к спасению людям, столь тесно привязанным к материальному миру? Узнав об этих колебаниях, Брама и другие боги явились перед Буддой и умоляли его начать проповедь учения, которое покажет человечеству путь к спасению. И снова колебался Будда— кому первому он должен открыть учение, по-скольку два его учителя-брахмана, которые, по его мнению, могли бы понять его, к этому времени уже умерли.

Недалеко от Варанаси (древнее название Бенареса) Будда встретил пятерых нищенствующих монахов, которые были поражены сиянием, исходившим от его лица. И тут — это было в «Оленьем парке», теперешнем Сарнатхе,— Будда произнес свою первую проповедь, в которой кратко изложил основное содержание постигнутой им истины о сущности бытия и о пути к спасению. И пять монахов стали первыми членами основанной им монашеской общины. Сопровождаемый монахами, Будда пришел в Раджагриху (нынешний Раджгир, в штате Бихар), столицу царства Магадхи, царь которого Бимбисара пожертвовал Будде и его монашеской общине свою бамбуковую рощу. В Раджагрихе жил Санджайя, аскет, имевший множество последователей. Один из них — Шарипутра — услышал произнесенные неким буддийским монахом стихи:

Причину всего возникающего в мире Раскрыл Будда,

И, более того, раскрыл тайну Подавления возникновения.

Поняв их глубокий смысл, Шарипутра стал ученикам Будды. Он и брахман Маудгальяяна стали главными учениками Шакьямуни. Через год после «великого прозрения» слава Будды дошла до его отца Шуддходаны, и Будда был приглашен в Капилавасту. Отец оказал ему почести, полагающиеся святому, а жена Ясодхара бросилась к его ногам и сказала своему сыну: «Дорогой Рахула, проси отца, чтобы он даровал тебе наследство». И Будда, как гласит легенда, даровал ему высшее наследство, которое не измерить земными богатствами. Он сделал его послушником общины. Сотни раджей рода шакиев отказались от своих роскошных нарядов и надели желтые монашеские одежды. Даже Упали, семейный цирюльник и хранитель царского гардероба, оставил свой дом и стал последователем Будды. Год за годом странствовал Будда со своими учениками, проповедуя свое учение. Главным его оружием было убеждение. Время от времени для поддержания своего авторитета он совершал чудеса.

Когда Будда достиг 72-летнего возраста, царь Магадхи-Бимбисара был убит своим сыном Аджаташатру. Новый царь был поклонником некоего монаха Девадатты, с ним он и задумал убить Будду. К Шакьямуни были подосланы разбойники. Но вместо того чтобы убить его, они пали к ногам спасителя. Тогда Девадатта столкнул кусок скалы на проходящего Будду, но того хранили небеса. Наконец, выпущенный навстречу Будде бешеный слон покорно преклонил перед ним колени. В конце концов жестокий недуг сразил коварного Девадатту за его злые козни.

В восьмидесятилетнем возрасте Будда почувствовал, что его конец близок. На пути в Кушинагару он тяжело заболел. Прибыв на место, он лег на землю, приняв «позу льва». Обращаясь к тысячам монахов и мирян, собравшимся, чтобы уловить его последний взгляд, Будда сказал: «Теперь, о монахи, мне нечего больше сказать вам, кроме того, что все возникшее обречено на разрушение! Стремитесь всеми силами к спасению!» Это было тоже в день майского полнолуния, который с тех пор почитается у буддистов как «трижды святой день».

Останки Будды были преданы огню с соблюдением царских почестей. Борьба за обладание его реликвиями в целях поклонения им была прекращена брахманом Дроной. Реликвии были поделены между претендовавшими на них племенами. И в восьми различных местах Индии над ними воздвигли реликтовые курганы —так называемые ступы. Ученики же Будды продолжали проповедь его учения.

.