Никто не станет оспаривать тот факт, что каратэ в современном обществе занимает место, которое даёт основания рассматривать его как общественное явление.
Взоры очень многих людей обращены к каратэ, и, пожалуй, в мире нет человека, который не слышал бы этого слова и не имел суждения на эту тему.
Одни считают это явление одиозным и даже антиобщественным, другие искрение верят в тайные знания монастыря Шаолинь и секретные приёмы рукопашного боя, кто-то видит в каратэ физкультурный аспект и «добрый путь», а для большинства наших современников это спортивное единоборство, в котором спортсмены должны обмениваться условными ударами руками и ногами. Противоречивое отношение общества к каратэ не вызывает удивления, поскольку само это явление весьма противоречиво. Судите сами, вся философия боевых искусств Востока пронизана гуманизмом и заботой о нравственности, в то время как приёмы боя по своему содержанию очень далеки от гуманистических идей и направлены на уничтожение человека. Примитивное толкование существующего противоречия, которое выразилось в оправдании убийства ради идей гуманизма, и неверное представление о каратэ как о единоборстве только ударами рук и ног ещё в начале XX века ввели в заблуждение западное сознание, которое до сих пор находится в этом состоянии. Японская же политика того времени, направленная на поддержание этого заблуждения, на много лет вперёд определила характер развития каратэ в мире. Именно в силу ложных представлений очень часто с этим единоборством отождествляют любое характерное шевеление руками и ногами.
Так сложилось, что последние лет пятьдесят каратэ в мире развивается преимущественно под влиянием западного менталитета. Это может показаться странным, но только на первый взгляд, а по существу в этом есть своя интрига. Вся или почти вся информация о каратэ приходит к нам уже адаптированной под европейское мышление, следовательно, и представления о боевых искусствах в целом и о каратэ в частности у нас формируются согласно общеевропейским стандартам. Поэтому нет ничего удивительного в том, что наиболее распространённое среди обывателей представление о каратэ это как о грубой и жестокой драке. Западная киноиндустрия своими многочисленными боевиками, примитивно продублированными нашими отечественными сериалами, в части, касающейся сцен драк, уже сформировала образ «положительного героя», который, используя приёмы каратэ (иногда айкидо), ради торжества гуманизма (спасения Америки или всего человечества, реже за поруганную честь) ломает позвоночники, конечности, молотит ногами по лицу и тому подобное. Поскольку общество потребляет эту продукцию в избытке, на выходе мы уже имеем не обезличенных, а вполне конкретных «героев-каратистов», которые с невозмутимым видом могут забить ногами своего одноклассника или партнёра по бизнесу. Знающему человеку очевидно, что всё это к боевому искусству никакого отношения не имеет, однако убедить в этом обывателя весьма затруднительно.
Навязывается и другая точка зрения, рассчитанная на любителей эзотеризма. В этом случае содержание каратэ представляется как система тайных знаний древних мастеров, а владеющий этими знаниями приобретает сверхъестественные возможности в поединке, следовательно, и превосходство над другими людьми. Подобные представления достаточно распространены, и многие дельцы, которых становится всё больше и больше, этим успешно пользуются, наживаясь на наивности и неосведомлённости людей. Реально же в каратэ нет ничего тайного, но есть нечто, что трудно достичь, поскольку процесс совершенствования и расширения собственных возможностей связан с многолетней и ежедневной работой над собой, с вопросами методики и выбора направленности приложения усилий. Пропаганда ложных представлений о каратэ дезориентирует людей, вследствие чего и формируется ошибочное мнение о каратэ и боевых искусствах в целом.
Наиболее популярно, особенно среди молодёжи, представление о каратэ как о спортивном единоборстве. Более подробно тема спортивного каратэ будет рассмотрена отдельно, здесь же речь идёт об истинности того или иного представления, что именно общество понимает иод словом «каратэ». Так вот, определённая часть населения иод каратэ понимает именно то, что мы все видим на спортивных площадках во время проведения соревнований. Это и есть самое опасное заблуждение. Спортивное каратэ имеет внешнюю привлекательность и правдоподобность в силу того, что в этот вид двигательной активности привнесены отдельные элементы и атрибуты каратэ реального. Присутствие правдоподобности вместе со сложившимся представлением о высокой эффективности каратэ как боевой системы формирует у спортсменов ложное ощущение наличия качеств, необходимых для ведения реального боя. Методы же тренировки и способы выполнения приёмов, характерных для спортивного каратэ, формируют устойчивые навыки, неприемлемые даже для бытовой драки, не говоря о реальном боевом столкновении. Позже я дам научное обоснование этого тезиса, здесь же хочу подчеркнуть опасность несоответствия субъективных ощущений и реальных возможностей, которое уже не раз подводило молодых спортсменов, а в ряде случаев приводило к печальным последствиям.
Несмотря на очевидные противоречия, интерес к каратэ в обществе не угасает, более того, он активно поддерживается киноиндустрией, средствами массовой информации, периодически всплывающими слухами о признании каратэ олимпийским видом спорта, именитыми японскими мастерами, время от времени совершающими турне по странам и континентам. Но все эти внешние проявления к БОЕВОМУ ИСКУССТВУ по большому счёту никакого отношения не имеют, в чём и заключается парадокс — практически всё современное каратэ, вокруг которого осуществляется официальная деятельность, собственно боевым искусством не является. Существующие сегодня в обществе представления об этом явлении ошибочны, а главная пролема в отсутствии чёткого ПОНЯТИЯ о предмете каратэ и полном отсутствии теоретико-методического обеспечения многолетней деятельности в каратэдо.