Душа не существует как некая самостоятельная духовная сущность, временно обитающая в материальном теле человека.
В тесной связи с проблемой нирваны — конечной цели религиозного спасения — стоит вопрос о понимании буддистами сущности души. Основываясь на буддийской канонической литературе, некоторые исследователи утверждают, что буддизм — религия, отрицающая существование души. Действительно, в буддийских текстах указывается на то, что Будда не раз говорил, будто души нет. Но все эти заявления делались лишь в полемике с брахманами или при разъяснении ученикам ложности представлений брахманизма.
Учение о душе
Последователи же буддизма на вопрос о существовании души отвечают, что ее нет в том смысле, как ее представляют простые смертные. Она не существует как некая самостоятельная духовная сущность, временно обитающая в материальном теле человека и покидающая его после смерти, с тем чтобы по закону переселения душ снова найти себе другую материальную темницу.
Однако буддизм не отрицал и не отрицает индивидуального «сознания», которое «несет в себе» весь духовный мир человека, трансформируется в процессе личных перерождений и должно стремиться к успокоению в нирване.
Более того, в соответствии с учением о дхармах «поток сознательной жизни» индивидуума в конечном счете является порождением «мировой души», непознаваемого сверхбытия. Таким образом, несмотря на вес попытки отмежеваться от брахманизма в вопросе о душе, буддизм не смог вырваться за пределы традиционных представлений, свойственных всякой религии. Это наглядно доказывается и тем, что по мере своего развития буддизм все дальше отходил от первоначальных взглядов на душу, как поток, как «непрерывность постоянно меняющейся индивидуальности».
Понимание души в большинстве поздних школ буддизма принципиально не отличается от представлений о душе, существующих в других религиях.
Со временем менялось и представление о судьбе души после смерти человека. В настоящее время среди приверженцев буддизма распространена вера в рай и ад, которая оттесняет веру в туманную нирвану.