Японский меч или nihontō (яп. 日本刀 или にほんとう, англ. Japanese sword) — произведённый по традиционной японской технологии, однолезвийное рубяще-режущее холодное оружие.
Есть несколько типов японских мечей, их можно разделить в зависимости от размера, области применения и способа производства.
Как известно, в Европе на смену оружию которые использовали древние племена, таких как: "скрамасаксам" германцев, пришли длинные обоюдоострые мечи рыцарей, после этого появились поясные, седельные и двуручные мечи, которые затем сменились клей-морами, саблями, палашами, рапирами, шпагами. В свою очередь на Востоке разноообразие оружия удивляет — в отдельно взятом Раджпутане одновременно были в применении ханда, талвлар, кунда и шолуар. Россия в свою очередь также прошла путь эволюции клинков, начиная от мечей дружинников князя Игоря до шашек и сабель. Японский меч же, жил по своим законам, появившийся в IX-X веках н.э. оригинальный однолезвийный, слабо изогнутый клинок, просуществовал как практическое оружие до наших дней! И то, что на протяжении столетий в Японии менялась тактика боя и страна познакомилась с огнестрельным оружием, ни как не отразилась на эволюцию японского меча.
Столь затяжной status quo вовсе не означает скованность мысли. Все умственные силы японского кузнеца направлялись на ежедневное усовершенствование процесса изготовления клинка. Стоит отметить, что скажем меч самурая XI и XIX вв, однотипны, но сразу возникает вопрос, как определить время изготовления, имя мастера и, главное, как оценить качество клинков? Для тех кто только начал изучение клинков, здесь скрыто много подводных камней. Язык японских знатоков мечей (мэкики) нередко витиеват, они используют сравнения и понятия, которые привычны в культурной японской среде или отражающие восточный взгляд на мир. Японский язык, столь сложный для большинства людей, первое время создает реальные препятствия в восприятии информации.
Замену оригинальных японских терминов неестественными русскими словами надо считать делом вредным. Например, если для японских мечей и кинжалов без гарды японцы используют термин Айкути (яп. 合口 — «подогнанное устье»), то так же можно встретить и термин «безгардовый меч», что безусловно, является косноязычным.
Оригинальность темы наложила отпечаток и на последовательность изложения материала. Первое, что стремится определить для себя человек, взявший в руки японский меч, это дать ему название. Однако в случае японских мечей необходимо сперва провести тчательное изучение клинка, затем обратить особое внимание на многочисленные детали его оправы, и лишь после этого давать определение. Справка: японские мечи делятся на Тáти (яп. 太刀) — длинный японский меч, носимые лезвием вниз, и Катана (яп. 刀 ), носимые лезвием вверх, но это еще не названия мечей, а всего лишь группы мечей, а названия складываются из многочисленных факторов.
Читателю для успеха в изучении темы необходимо знать некоторые аспекты японской истории. Территориально Япония разделялась на несколько десятков провинций и кузнецы в своих подписях на клинках использовали их названия, например, кузнец «Масамунэ (яп. 正宗, 1288—1328) — выдающийся японский оружейник и мастер японского меча из провинции Сагами». Из большого числа японских провинций в мастерстве ковки мечей с глубокой древности выделялись пять, чьи кузнецы на протяжении нескольких столетий задавали тенденции в ковки и придумывали идеи, подхватываемые другими кузнецами по всей Японии, — это так называемые го-ка-дэн (пять стилей), а именно провинции Ямато, Ямасиро, Бидзэн, Сагами и Мино.
Японские мечи делятся по времени изготовления всего на 2 группы: Кото (Старые мечи IX—XVI вв.) до 1596 года и Синто (Новые мечи XVII—XIX вв, с 1596 до 1876 гг. Синто, в свою очередь, делятся на мечи трех временных периодов: Кэйто (1596-1660 гг.), Камбун (1661-1780 гг.) и Синсинто (1781-1876 гг.). В основе деления мечей на указанные группы лежат процессы развития страны, наук и технологий. Вслед за группой синто хронологически следует гэндай-то (Современные мечи XIX—XXI вв.), с 1877 года вплоть до наших дней. Мечи группы гэнданто существенно отличаются от Кото и Синто и представляют собой большое число разнообразных, неоднократно сменявших друг друга мечей, подчас никак не связанных с японской традицией и историей, а всего лишь копирующие европейское оружие, а также работы современных кузнецов (синсякуто).
Наконец, следует иметь представление о традиционном японском хронологическом делении. Будем использовать деление на периоды, принятое Агентством Японского Правительства по делам культуры:
Доисторический — 537г.
Асука — 538-644гг.
Нара — 645-781гг.
Хэйан — 782-1184гг.
Камакура — 1185-1332гг.
Намбокутё — 1333-1391гг.
Муромати — 1392-1572гг.
Момояма — 1573-1599гг.
Эдо — 1600-1867гг.
Мэйдзи — 1868-1912гг.
Терминология
Три основных длины для лезвия:
1 сяку или менее: Танто (яп. 短刀) — нож или кинжал.
1-2 сяку: для Сето (яп. 小刀:しょうとう) — Вакидзаси или kodachi.
2 сяку или более: для Дайто (яп. 大刀 ) (длинный меч, такие как катана или тати).
Тати — Tachi (яп. 太刀; たち)
Когда вы будете изучать мечи, выставленные в музеях, те, что более изогнутые и расположены лезвием вниз, — это Тати. Начиная с периода Хэйан — 782-1184гг. и вплоть до начала периода Муромати — 1392-1572гг. мечи всегда носились подвешенными к шнуру, который обвязывался вокруг поясницы самурая. Обычно длина Тати от 65 до 70 сантиметров (2 сяку), сам меч имеет значительный изгиб по сравнению с остальными.
Катана — Katana (яп. 刀; かたな)
Клинок этого типа сменил своего предшественика примерно в середине периода Муромати — 1392-1572гг. и как предполагается использовался вплоть до конца периода Эдо — 1600-1867гг. В длину он составляет 60,6 сантиметров (2 сяку) или более, но всегда был короче чем тати. Вопреки манере ношения тати (лезвием вниз), Катана крепили непосредствено в самом поясе так, чтобы лезвие было всегда сверху. Сам термин катана также включает в себя и мечи, изначально изготовленные как тати, но укороченные путем Суриагэ. Их демонстрируют таким же образом, что и катана. Такие мечи, были сделанны в период Синто кузнецами провинции Хидзэн, а также те, что сделаны в период Син-синто в конце режима сёгуната Токугава (яп. 徳川幕府, Токугава бакуфу) или Эдо бакуфу.
Вакидзаси — Wakizashi (яп. 脇差; わきざし)
Мечи длиной от 30,3 до 60.6 сантиметров называются вакидзаси и носились у поясницы, подобно мечу катана. Стоит обратить внимание на то, что весьма короткие мечи, около 36-40 сантиметров, называются ко-вакидзаси. На протяжении периода Момояма — 1573-1599гг. и последовавшего за ним периода Эдо — 1600-1867гг., вакидзаси носили вместе с катана как Дайсё (яп. 大小, дайсё, букв. «большой-малый») пара большого и малого мечей.
Танто — (яп. 短刀)
Мечи длиной от 15 до 30,3 см. сантиметров называются Танто (яп. 短刀, букв. «короткий меч»). Такой меч носился в паре с мечом тати или отдельно как кинжал. Первые мечи появились в эпоху Хэйан. Другое название для этих очень коротких мечей — косигатана. Термином катана в древности обозначали меч танто. Иногда танто носили как сёто вместо вакидзаси в дайсё.
Список длины для различных типов мечей: Nodachi , Ōdachi , Jin tachi: 90 см и более (более чем 3 сяку) Tachi , Katana: более 60,6 см (более 2 сяку) Wakizashi: от 30,3 см — 60,6 см (от 1 до 2 сяку) Tantō , Aikuchi: до 30,3 см (в рамках 1 сяку)
Структура (цукури-коми)
Японские мечи сделаны в разных стилях, таких как хира-дзукури (без ребра, плоские), морохадзукури (обоюдоострый), синогидзукури (с продольным ребром рядом с обухом) и кирихадзукури (с продольным ребром рядом с лезвием).
Ковка (китаэ)
Чтобы соответствовать всем свойствам непривзойденного клинка, который не должен сломаться во время битвы и сгибаться при сильных ударах, брус мягкой стали для сердцевины (синганэ) с низким содержанием углерода оборачивается твердой сталью оболочки (каваганэ) с достаточно большим содержанием углерода и подвергался ковке. Заготовка сплющивается и сворачивается вдвое, затем снова сплющивается и сворачивается еще раз вдвое, но только в другом направлении. В качестве наружного металла используется так называемое тама-хаганэ (сталь, произведенная традиционным методом плавки с использованием древесного угля), складываемая и кованная кузнецом 15 раз. В результате такой проковки на выходе получается многослойная сталь, окончательно очищенная от шлаков. Можно с легкостью подсчитать, что при 15-кратном сворачивании заготовки получается примерно 33 тысячи слоёв стали — такая плотность обычна для японских мечей.
Разнообразие поверхностных узоров, произведенных таким способом, имеет следующие виды: масамэ (продольный узор), насидзи (плотный узор кожуры груши), итамэ (древесный узор), мокумэ (узор древесной коры), аясуги (концентрические изгибающиеся линии). Другие образования включают дзи-ниэ (обособленные видимые зерна в волокнах поверхности стали или дзи), тикэй (короткие линии зерен низ), уцури (туманные темноватые области в дзи параллельно линии закалки), и все они характеризуют как традиционные местные школы, так и отдельно взятого кузнеца.
Закаленные участки (хамон)
Для того чтобы изучить красоту японского меча, в дополнение к текстуре поверхности стали и общей структуре клинка, изучению следует подвергнуть и его закаленную часть. Элемент созданый посредством процедуры закаливания режущей части лезвия будущего меча с целью придания ему твердости, называется — Хамон. После того как стальная заготовка, состоящая из металлов оболочки и сердцевины, много раз была сложена для последующей ковки и затем прокована в грубую форму клинка, ее поверхность начинают покрывать якиба-цути, так называемой — керамической глиной. После чего шпателями уменьшают покрытие в районе лезвия, чтобы оно подверглось еще более сильному нагреву, что вызовет возникновение определенных элементов в лезвии. Соответственно тому, как удалено покрытие, называемое цутидори, предполагается получить клинки с ровной закаленной частью, называемой сугуха (прямая заготовка), или клинки с разнообразными видами хаотичных частей мидарэба. Когда покрытие просохнет, клинок повторно нагревается в горне на древесном угле до тех пор пока оно не будет готово быть погруженным в холодную воду. Эта процесс называется якиирэ и требует самого высокого мастерства от кузнеца.
Для пояснения: основной термин сугуха включает разные виды прямого хамон, такие как хиро-сугу-ха (широкий), хосо-сугу-ха (узкий), а также плотные и толстые прямые линии; мидарэба включает ко-мидарэ (малый), тёдзи (форма гвоздики), дзю-ка-тёдзи (многократный тёдзи), кава-дзу-ко-тёдзи (тёдзи в виде головастиков), гуномэ (зигзаг), ка-та -оти-гономэ (наклоненный зигзаг), салбонсуги (три кедровых дерева), нотарэ (волны), торан (вздымающиеся волны), хитацура (все в беспорядке) и сударэба (ротанговые узлы).